Первым, кто всерьез занялся систематическими наблюдениями за перелетами птиц, был немецкий ученый Г. Гетке, поселившийся в 1837 г. на острове Гельголанд в Северном море. Здесь на протяжении тысяч лет птицы регулярно останавливались на отдых во время перелетов. Гетке стал изучать, какие птицы совершают перелеты через Гельголанд, какие из них мигрируют днем, какие ночью. На острове была создана станция по исследованию миграций птиц, которая действует до сих пор.
Примерно в те же годы, когда Гетке работал на Гельголанде, русский ученый А. Ф. Миддендорф организовал сеть орнитологических наблюдений на всей европейской части России, т. е. на большей части Европы. В результате была получена очень ценная информация. Прежде всего выяснилось, что весной перелет птиц к северу происходит широким фронтом через обширную территорию России, причем у каждого вида выдерживаются свои сроки прилета.
Наблюдения у маяков довольно рано предоставили дополнительные возможности для изучения ночных перелетов птиц. Сигнальные огни маяков привлекают пролетающих мимо птиц. При столкновении с наземными и плавучими маяками птицы часто погибают. Особенно много птиц разбивается о башни маяков во время массовых ночных перелетов. Погибших птиц начали собирать и анализировать в Великобритании (в 1879—1887 гг.), затем в Ирландии, Дании, Германии и США.
|
|
Гораздо позднее учет птиц, разбившихся у маяков, стали вести в Швеции. Постепенно, по мере учреждения орнитологических станций, располагавшихся к тому же нередко поблизости от маяков, наблюдения приобретали большую эффективность и целенаправленность.
К тому времени когда началось систематическое изучение перелетных птиц в Европе, интерес к орнитологическим исследованиям пробудился и в США. Дж. Одюбон, Дж. Бахман, С. Бэрд и У. Кук организовали наблюдения за наиболее массовыми перелетами птиц в Северной Америке.
В начале XX в. в Великобритании (1905— 1913 гг.), Венгрии, Швейцарии и США была создана на добровольных началах сеть постоянных наблюдательных постов. Результаты этой деятельности оказались особенно плодотворными в Великобритании, расположенной на путях массового перелета птиц, и в США. Для ранних исследований перелетных птиц в Скандинавии и Европе в целом особенно значительной была работа И. Пальмена, опубликованная в Финляндии в 1874 г. В ней рассматривались важнейшие пути перелета птиц на севере Европы. Пальмен считал, что перелетные птицы пользуются определенными путями, по которым перемещаются узким фронтом. Как отмечалось выше, это представление впоследствии изменилось, но все же в нем заключалась доля истины, потому что у птиц различных видов перелет осуществляется по-разному. Одни виды летят широким фронтом, другие — узким.
|
|
В период колониальной экспансии европейских стран в Африке и Азии (в XIX в. и несколько позднее) в Европу проникли важные сведения о зимовках европейских птиц в тропиках и субтропиках. В некоторых районах, например в долинах Нила и Инда, изучался ход миграций птиц. На рубеже XIX и XX вв. в общих чертах выяснилось, где проводят зиму многочисленные аисты, цапли, утки и кулики Европы. Миграции воробьиных птиц трудно изучать в полевых условиях, но постепенно на карту были нанесены пути перелетов и этих птиц. Это удалось сделать главным образом благодаря кольцеванию, сыгравшему революционную роль в изучении миграций всех птиц.
Римляне метили птиц металлическими кольцами, хотя и не занимались выяснением тайн перелета пернатых. Древнейшее из найденных колец, вероятно, носила одомашненная цесарка, которая примерно 2 тыс. лет назад подверглась мечению в занятой римлянами Британии.
С XIII в. владельцы соколов и других хищных птиц стали их метить в целях опознавания. В XIX в. и в Европе и в Северной Америке птиц стали метить в исследовательских целях, но сами методы не были совершенными. Эти опыты не имели научного значения, кроме кольцевания вальдшнепов У. Перси в Нортумберленде (Англия) в 1890 г. На кольцах выбивалась буква «N» и год. Часть колец Перси получил обратно. В 1866 г. француз Милле предложил метить птиц шейными кольцами с номерами, но это предложение не было реализовано.
18 сентября 1887 г. близ островов Триггз у западного побережья Австралии был обнаружен альбатрос неизвестного вида, на шее которого было закреплено кольцо, сделанное из металлической консервной банки. На нем было выцарапано трагическое послание на французском языке: «13 человек, потерпевших кораблекрушение, нашли пристанище на островах Крозе 4 августа 1887 г.». Сведения были переданы по телеграфу французским властям, которые направили с Мадагаскара фрегат на острова Крозе, находящиеся в южной части Индийского океана. Было установлено, что в этом районе 9 марта 1887 г. действительно произошло кораблекрушение. К сожалению, потерпевшие бедствие так и не узнали, что альбатрос пролетел с их посланием расстояние в 4843 км за 46 суток. Они, видимо, погибли в море за два месяца до прибытия французского фрегата на Крозе 2 декабря 1887 г. Альбатрос явно летел гораздо быстрее, чем двигалась спасательная экспедиция.
МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ МИГРАЦИЙ ПТИЦ