Обучаемые должны знать виды боеприпасов, количество боекомплекта для закрепленного за ними оружия, устройство ПТУР, гранат, артиллерийских выстрелов и патронов, их размещение в боевых машинах, правила загрузки в боевую машину, правила обращения с ними во время стрельбы, требования безопасности, правила хранения и сбережения.
Обучение проводится на разрезных и учебных боеприпасах в следующем порядке:
виды боеприпасов для стрелкового оружия и боевых машин; общее устройство винтовочного патрона и его боевая характеристика;
общее устройство выстрела (гранаты); устройство снарядов (гранат) и их действие; устройство и действие взрывателей; устройство ПТУР;
маркировка, окраска и индексация боеприпасов.
Объяснение видов боеприпасов руководитель начинает с определения каждого вида, после чего переходит к рассказу об их назначении и боевых характеристиках. Рассказ руководитель сопровождает показом на учебных образцах, плакатах и рисунках.
При изучении винтовочного патрона руководитель дает определение его назначения, отличительные признаки и характеристику принципа действия пули у цели. После этого он переходит к изучению устройства патрона, используя для этого учебные патроны, плакаты и схемы.
Переходя к изучению выстрелов (гранат), руководитель рассказывает и показывает элементы выстрела (гранаты), дает определение выстрелов (бронебойно-трассирующих, осколочно-фу- гасно-зажигательных, осколочно-трассирующих) и гранат. После этого он переходит к изучению снарядов (гранат) в такой последовательности: назначение снаряда (гранаты), устройство снаряда (гранаты), действие снаряда (гранаты) при соприкосновении с преградой. При изучении противотанковой и осколочной гранат рассматривает сущность кумулятивного и осколочного действия. Принцип действия у цели противотанковой и осколочной гранат руководитель объясняет по схемам, плакатам и рисункам на доске, а их устройство — на разрезных образцах.
Приступая к изучению взрывателей, руководитель объясняет их назначение и классификацию по принципу действия, расположению и степени предохранения. В ходе объяснения показывает, что основой устройства взрывателя является так называемая огневая цепь, которая обеспечивает превращение простых импульсов (воспламенение, пьезоэффект) в начальный импульс детонации, после чего переходит к изучению устройства и действия механиз-мов взрывателя, используя для показа макеты, учебные разборные взрыватели и плакаты.
При проведении занятий по изучению материальной части ручных гранат особое внимание уделяется усвоению правил предосторожности при обращении с ними. На занятиях необходимо иметь учебные и разрезные гранаты, учебные запалы, плакаты, стенды.
Вначале руководитель называет и показывает на плакате (схеме), а затем на учебно-разрезной гранате основные части гранаты, после чего приказывает обучаемым показать их.
При изучении корпуса ручной осколочной гранаты он объясняет, что при взрыве разрывного заряда корпус разрывается на большое количество осколков, которые поражают живую силу противника в радиусе до 25 м (гранатой Ф-1 — в радиусе до 200 м). Метать наступательные гранаты необходимо на дальность, равную разлету убойных осколков, плюс расстояние, которое пройдет атакующий от момента броска до момента взрыва. За время полета гранаты (3—4 с) атакующий, двигаясь бегом или ускоренным шагом (со скоростью 2—4 м/с), может пройти расстояние 10—15 м. Таким образом, гранату из положения на ходу необходимо метать с расстояния 35—40 м. Этим руководитель обосновал необходимую дальность броска наступательной гранатой. Ручную осколочную гранату Ф-1 метают из окопа или укрытия. Закрепив материал опросом, руководитель переходит к отработке следующего учебного вопроса.
Изучая устройство и действие унифицированного запала ручной гранаты (модернизированного) (УЗРГМ), руководитель показывает на учебном запале и плакате части запала и объясняет их устройство. При этом он обращает внимание на то, что пороховой замедлитель, загораясь от луча огня капсюля-воспламенителя, горит в течение 3,2—4,2 с, после чего взрываются капсюль-детонатор и разрывной заряд; за это время граната пролетит определенное расстояние — дистанцию, поэтому граната называется дистанционной.
При изучении работы частей запала УЗРГМ руководитель обращает внимание обучаемых на то, что запал находится в боевом положении: боевая пружина сжата, ударник удерживается во взведенном положении с помощью спускового рычага и предохранительной чеки. Поэтому предохранительную чеку разрешается выдергивать только перед метанием гранаты, при этом следует прочно прижимать пальцами спусковой рычаг к корпусу гранаты (показать на учебно-разрезной гранате удержание спускового рычага). При броске гранаты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачивается и освобождает ударник, который энергично продвигается вперед и накалывает капсюль-воспламени- тель. Руководитель на макете запала медленно отпускает спусковой рычаг, показывает его поворот и продвижение ударника в сторону капсюля-воспламенителя. Кроме того, работу частей запала руководитель показывает на плакате.
Изучая устройство ручной противотанковой кумулятивной гранаты РКГ-3, руководитель (если занятие проходит отдельно от занятия по изучению ручных осколочных гранат) вначале проверяет знание обучаемыми устройства осколочных гранат, после чего объясняет назначение и боевые свойства ручной противотанковой гранаты и приступает к изучению устройства гранаты, отмечая, что общее в устройстве осколочных и противотанковых гранат (корпус, разрывной заряд, запал), а потом останавливается на отличиях (устройство рукоятки) и особенностях устройства противотанковых гранат.
Переходя к изучению маркировки, окраски и индексации боеприпасов, руководитель на основе ранее полученных знаний о боеприпасах объясняет, что выстрелы предназначены для решения определенных огневых задач, а потому должны иметь отличительные знаки. Этими отличительными знаками являются маркировка, окраска, индексация боеприпасов, после чего дает определение маркировке, показывает ее на снаряде, гильзе, укладке. Окраска снарядов делится на предохранительную и отличительную (окрашивается головная часть). Индексация — условное сокращенное обозначение образцов вооружения. Запрещается ломать и портить арматуру и ящики. Металлические коробки с патронами, запалами и гранатами вскрывать только специальным ножом, который придается к каждому ящику (коробке). Говоря об осмотре, руководитель указывает, что необходимо обращать внимание на то, чтобы взрыватели были полностью ввинчены, а также чтобы на них не было механических повреждений.
Гильзы не должны иметь трещин, помятостей и забоин, препятствующих заряжанию.