Методика изучения боеприпасов

Обучаемые должны знать виды боеприпасов, количество бое­комплекта для закрепленного за ними оружия, устройство ПТУР, гранат, артиллерийских выстрелов и патронов, их размещение в боевых машинах, правила загрузки в боевую машину, правила об­ращения с ними во время стрельбы, требования безопасности, правила хранения и сбережения.

Обучение проводится на разрезных и учебных боеприпасах в следующем порядке:

виды боеприпасов для стрелкового оружия и боевых машин; общее устройство винтовочного патрона и его боевая характе­ристика;

общее устройство выстрела (гранаты); устройство снарядов (гранат) и их действие; устройство и действие взрывателей; устройство ПТУР;

маркировка, окраска и индексация боеприпасов.

Объяснение видов боеприпасов руководитель начинает с опре­деления каждого вида, после чего переходит к рассказу об их на­значении и боевых характеристиках. Рассказ руководитель сопро­вождает показом на учебных образцах, плакатах и рисунках.

При изучении винтовочного патрона руководитель дает опре­деление его назначения, отличительные признаки и характери­стику принципа действия пули у цели. После этого он переходит к изучению устройства патрона, используя для этого учебные пат­роны, плакаты и схемы.

Переходя к изучению выстрелов (гранат), руководитель рас­сказывает и показывает элементы выстрела (гранаты), дает опре­деление выстрелов (бронебойно-трассирующих, осколочно-фу- гасно-зажигательных, осколочно-трассирующих) и гранат. После этого он переходит к изучению снарядов (гранат) в такой после­довательности: назначение снаряда (гранаты), устройство снаряда (гранаты), действие снаряда (гранаты) при соприкосновении с преградой. При изучении противотанковой и осколочной гранат рассматривает сущность кумулятивного и осколочного действия. Принцип действия у цели противотанковой и осколочной гранат руководитель объясняет по схемам, плакатам и рисункам на до­ске, а их устройство — на разрезных образцах.

Приступая к изучению взрывателей, руководитель объясняет их назначение и классификацию по принципу действия, располо­жению и степени предохранения. В ходе объяснения показывает, что основой устройства взрывателя является так называемая огне­вая цепь, которая обеспечивает превращение простых импульсов (воспламенение, пьезоэффект) в начальный импульс детонации, после чего переходит к изучению устройства и действия механиз-мов взрывателя, используя для показа макеты, учебные разбор­ные взрыватели и плакаты.

При проведении занятий по изучению материальной части ручных гранат особое внимание уделяется усвоению правил пре­досторожности при обращении с ними. На занятиях необходимо иметь учебные и разрезные гранаты, учебные запалы, плакаты, стенды.

Вначале руководитель называет и показывает на плакате (схе­ме), а затем на учебно-разрезной гранате основные части грана­ты, после чего приказывает обучаемым показать их.

При изучении корпуса ручной осколочной гранаты он объяс­няет, что при взрыве разрывного заряда корпус разрывается на большое количество осколков, которые поражают живую силу противника в радиусе до 25 м (гранатой Ф-1 — в радиусе до 200 м). Метать наступательные гранаты необходимо на дальность, равную разлету убойных осколков, плюс расстояние, которое пройдет атакующий от момента броска до момента взрыва. За время полета гранаты (3—4 с) атакующий, двигаясь бегом или ускоренным шагом (со скоростью 2—4 м/с), может пройти рас­стояние 10—15 м. Таким образом, гранату из положения на ходу необходимо метать с расстояния 35—40 м. Этим руководитель обосновал необходимую дальность броска наступательной грана­той. Ручную осколочную гранату Ф-1 метают из окопа или укры­тия. Закрепив материал опросом, руководитель переходит к отра­ботке следующего учебного вопроса.

Изучая устройство и действие унифицированного запала руч­ной гранаты (модернизированного) (УЗРГМ), руководитель по­казывает на учебном запале и плакате части запала и объясняет их устройство. При этом он обращает внимание на то, что пороховой замедлитель, загораясь от луча огня капсюля-воспламенителя, го­рит в течение 3,2—4,2 с, после чего взрываются капсюль-детона­тор и разрывной заряд; за это время граната пролетит определен­ное расстояние — дистанцию, поэтому граната называется дистанционной.

При изучении работы частей запала УЗРГМ руководитель об­ращает внимание обучаемых на то, что запал находится в боевом положении: боевая пружина сжата, ударник удерживается во взведенном положении с помощью спускового рычага и предо­хранительной чеки. Поэтому предохранительную чеку разрешает­ся выдергивать только перед метанием гранаты, при этом следует прочно прижимать пальцами спусковой рычаг к корпусу гранаты (показать на учебно-разрезной гранате удержание спускового ры­чага). При броске гранаты спусковой рычаг под действием боевой пружины поворачивается и освобождает ударник, который энер­гично продвигается вперед и накалывает капсюль-воспламени- тель. Руководитель на макете запала медленно отпускает спуско­вой рычаг, показывает его поворот и продвижение ударника в сторону капсюля-воспламенителя. Кроме того, работу частей за­пала руководитель показывает на плакате.

Изучая устройство ручной противотанковой кумулятивной гранаты РКГ-3, руководитель (если занятие проходит отдельно от занятия по изучению ручных осколочных гранат) вначале прове­ряет знание обучаемыми устройства осколочных гранат, после чего объясняет назначение и боевые свойства ручной противотан­ковой гранаты и приступает к изучению устройства гранаты, отмечая, что общее в устройстве осколочных и противотанковых гранат (корпус, разрывной заряд, запал), а потом останавливается на отличиях (устройство рукоятки) и особенностях устройства противотанковых гранат.

Переходя к изучению маркировки, окраски и индексации бое­припасов, руководитель на основе ранее полученных знаний о боеприпасах объясняет, что выстрелы предназначены для реше­ния определенных огневых задач, а потому должны иметь отли­чительные знаки. Этими отличительными знаками являются маркировка, окраска, индексация боеприпасов, после чего дает определение маркировке, показывает ее на снаряде, гильзе, укладке. Окраска снарядов делится на предохранительную и от­личительную (окрашивается головная часть). Индексация — условное сокращенное обозначение образцов вооружения. За­прещается ломать и портить арматуру и ящики. Металлические коробки с патронами, запалами и гранатами вскрывать только специальным ножом, который придается к каждому ящику (ко­робке). Говоря об осмотре, руководитель указывает, что необхо­димо обращать внимание на то, чтобы взрыватели были полно­стью ввинчены, а также чтобы на них не было механических повреждений.

Гильзы не должны иметь трещин, помятостей и забоин, пре­пятствующих заряжанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: