Методика обучения чистке и смазке оружия

Занятия по данным вопросам имеют целью научить, как пра­вильно проводить чистку и смазку оружия (вооружения), прице­лов и приборов наблюдения после стрельбы, тактических учений и занятий по материальной части и при переводе оружия (воору­жения) на сезонное хранение (эксплуатацию). Местом занятия могут быть комната для чистки оружия, стоянки машин, огневые городки или специальные площадки, отведенные для обслужива­ния материальной части боевых машин.

В ходе занятия руководитель объясняет порядок чистки и сма­зывания вооружения, прицелов и приборов наблюдения и пока­зывает принадлежности и материалы, применяемые при работе.

Далее руководитель показывает и объясняет порядок подго­товки принадлежностей и материалов для чистки и смазки, на­значение различных смазок, масел и растворов и в каком случае и порядке они применяются.

На одном из экипажей подразделения (обучаемом) руководи­тель занятия практически показывает и разъясняет очередность и порядок чистки и смазки вооружения. Работы выполняются в та­кой последовательности:

чистка и смазка ствола пушки (орудия); чистка и смазка затвора;

чистка и смазка люльки, ограждения, противооткатных устройств, пускового и подъемного механизмов; чистка и смазка пулемета; чистка прицелов и приборов наблюдения.

Показ и объяснение чистки и смазки каждой детали, узла и ме­ханизма пушки руководитель проводит в порядке, указанном в руководстве службы для данной системы вооружения.

Показав на одном из образцов оружия (вооружения) прием чи­стки и смазки детали, узла, механизма, руководитель приказывает обучаемым выполнить работы в такой же последовательности на своем оружии (вооружении).

После выполнения всех работ по чистке и смазке вооружения, прицелов и приборов наблюдения руководитель занятия прово­дит краткий разбор, обращая особое внимание на ошибки, допу­щенные обучаемыми при чистке и смазке.

11. МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ КАРТ (УТК)

Принципиальный смысл обучения с использованием УТК за­ключается в том, что процесс усвоения, а также формирования соответствующих умений и навыков рассматривается как процесс овладения действиями с определенными его показателями (таки­ми, как сознательность, гибкость, обобщенность) в полном объе­ме и без ошибок.

Суть методики состоит в том, чтобы сразу же, с первой трени­ровки формировать у обучаемых безошибочные действия. Мето­дика может применяться как при начальном обучении, так и при восстановлении навыков и умений.

Учебно-тренировочные карты могут быть полными и сокра­щенными.

На начальном периоде обучение проводится по учебно-трени­ровочным картам, содержащим полное описание формируемых действий и заменяющим текст или рассказ при традиционном обучении. Вначале объясняется порядок пользования УТК, а за­тем один из сержантов выполняет все операции, изложенные в УТК, в результате чего отпадает необходимость приостанавливать занятие для пояснения данного процесса.

После этого взвод (отделение) делится на группы по три обуча­емых в каждой. В каждой группе изучение материала организует­ся следующим образом. Один из обучаемых занимает рабочее место и медленно выполняет те операции, которые ему зачитыва­ет с УТК другой обучаемый, он же совместно с третьим обучае­мым следит за действиями первого, фиксируя правильность вы­полнения действия, а при необходимости — время выполнения. Потом они меняются местами, и каждый обучаемый практически проделывает все предусмотренные операции. При этом операции, которые непосредственно выполняются, обязательно проговари­ваются вслух. Благодаря этому быстрей закрепляются навыки, ибо обучаемый непроизвольно обдумывает то, что предстоит ему сделать. Главным при этом является не скорость, а правильность выполнения всех операции. По каждой УТК обучаемый, как пра­вило, должен тренироваться не менее трех-четырех раз на каждом этапе обучения. Это позволяет не только научить обучаемых с са­ мого начала действовать правильно, но и оценивать работу това­рища, кратко и ясно ставить задачу, четко выражать свои мысли.

На следующем этапе обучение проводится по сокращенной УТК. Обучаемые при этом также выполняют все операции, назы­вая только ключевые слова.

По мере освоения действия быстрота выполнения операции возрастает и дублирование голосом каждой операции становится лишним, так как начинает тормозить процесс овладения действи­ем. Поэтому обучаемый перестает дублировать отдельные опера­ции вслух и непроизвольно переходит к их дублированию «про себя». Затем такое дублирование прекращается совсем. Чле­нораздельность речи, дублируемой «про себя» операции, начина­ет мешать обучаемому быстро выполнять действия. С этого мо­мента действия обучаемого автоматизируются.

Достижение этого этапа означает, что ранее незнакомые дей­ствия, выполнявшиеся сначала с опорой на внешние ориентиры, постепенно оказались освоенными, в результате чего у обучаемых появилось знание об этом действии. Причем знание сформирова­лось не в результате предварительного заучивания, а непосредст­венно в процессе самой содержательной деятельности, которая организуется с опорой на учебно-тренировочные карты.

В целях осуществления промежуточного контроля степени овладения пройденного материала после изучения каждой темы проводятся контрольные занятия. Они могут проводиться как в плановые часы занятий, так и в часы самоподготовки. Контроль­ное занятие должно включать 4—5 задач (вопросов), выполнение нормативов, которые входили в пройденную тему. Решение задач целесообразно проводить письменно, отводя на это 20—30 мин. В конце контрольного занятия руководитель выясняет вопросы, которые по тем или иным причинам для отдельных обучаемых остались невыясненными. Намечает пути их устранения.

Содержание учебно-тренировочной карты и порядок ее разработки

Содержание УТК непосредственно определяется структурой формируемого действия. Каждое действие представляет собой со­вокупность структурных элементов. Поэтому для обеспечения ориентировки обучаемого на всю совокупность необходимых условий УТК должна отражать в себе все структурные операции (элементы).

Учебно-тренировочная карта должна иметь и содержать:

описание последовательности операций, из которых состоит выполняемое действие;

полный набор ориентиров для правильного выполнения каж­дой из этих операций;

систему указаний, как и в каком порядке пользоваться ориен­тирами, как и каким способом выполнять каждую операцию.

Необходимо отметить, что любое действие прежде всего харак­теризуется реальным преобразованием определенного исходного материала в заданный конечный результат.

В качестве исходного материала является, например, положе­ние органов управления перед подготовкой вооружения к стрель­бе. Конечным результатом, соответственно, будет новое положе­ние органов управления после подготовки вооружения к стрельбе. Все эти элементы с их характеристиками должны быть включены в УТК.

Для разработки УТК необходимо:

1. Определить, для каких целей разрабатывается конкретная УТК, т. е. какими умениями в конце обучения с опорой на эту карту должен овладеть обучаемый и какие знания для этого ему необходимо получить.

2. Выделить состав операций формируемого действия, которые можно выполнить без дополнительной подготовки.

3. Расписать операции в соответствии с последовательностью (технологией) выполнения действия.

4. Для обеспечения наглядности карты выделить каждую опе­рацию, а в каждой операции, в свою очередь, выделить ключевые слова (например, название органов управления и индикации).

5. Для правильного выполнения каждой операции выделить в случае необходимости дополнительные ориентиры (например, указания по использованию средств контроля, специальных при­способлений, значения требуемых величин зазоров при регули­ровках).

6. Определить вопросы содержания учебно-тренировочной карты.

Содержание УТК может быть представлено в двух основных формах: в виде структурной схемы с системой вопросов и воз­можных ответов на них и в виде таблицы.

При разработке УТК в виде структурной схемы необходимо:

а) заранее выделить логические и практические операции.

Логические операции (контроля, опознавания) должны следо­вать в форме вопроса. Практические операции носят характер предписания что-то выполнить и должны описываться в инструк­тивной форме;

б) после логических операций, как правило, должен следовать ответ «Да» или «Нет»;

в) для быстроты перехода от одной логической операции к дру­гой постараться выбрать разрешающий признак. В качестве такого признака лучше использовать ответ «Да», чтобы ориентировать обу­чаемого на точность и правильность работы осваиваемого вопроса.

При такой записи обучаемый быстро привыкнет к тому, что после ответа «Да» он может переходить к следующей операции.

Одновременно обучаемый приобретает навык ведения контроля операции по знакам положительных ответов: «Да—да—да». Если же где-то возникает ответ «Нет», обучаемый останавливается и начинает анализировать причину отклонения от положительного ответа;

г) для большей наглядности положительных и отрицательных ответов лучше их выделять соответствующими символами, на­пример «Да» и «Нет».

Учебно-тренировочная карта в виде таблицы имеет то преиму­щество, что содержит не только указания о порядке выполнения операций и достигнутом результате, но и позволяет обучаемому видеть смысл выполняемых им операций и действия в целом. Именно для этого и предназначена специальная графа таблицы с заголовком «Почему именно так?».

Основные принципы разработки УТК в виде таблицы состоят в следующем:

в графе «Действия» в соответствии выполняемого действия расписываются все входящие в его состав операции. По содержа­нию они формулируются в инструктивном виде;

в графе «Результат действия» констатирующей части указыва­ется результат выполнения каждой операции;

в графе «Почему именно так?» указывается, почему данная операция выполняется так, а не иначе.

При разработке УТК на первое место всегда необходимо ста­вить соблюдение требований безопасности. Содержание карты должно воспитывать у обучаемых чувство ответственности за строгое и точное соблюдение требований безопасности. При этом требования безопасности должны выступать в качестве условий, на которые обеспечивается ориентировка обучаемых при выпол­нении соответствующих действий.

Варианты учебно-тренировочных карт приведены в приложе­ниях 2 и 3.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АЛГОРИТМ РАБОТЫ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)

ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ

1. Подготовка руководителей занятий (офицеров, прапорщиков и сер­жантов):

а) Изучение руководящих документов по боевой подготовке.

Проводится на учебно-методических сборах, инструкторско-методи- ческих, показных и открытых занятиях, инструктажах и путем самостоя­тельной работы. Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конфе­ренции.

б) Изучение исходных данных для проведения занятия.

Исходные данные для проведения занятия — тема, цели, содержание, а также место и время проведения занятия указываются в расписании за­нятий, содержание нормативов берется в сборнике нормативов, кроме того, подбираются и изучаются статьи руководств (наставлений), Курса стрельб и методические пособия, имеющие отношение к содержанию темы.

При изучении этого материала офицер делает необходимые выписки, подбирает примеры, которые могут облегчить усвоение учебного мате­риала.

в) Составление предварительной схемы занятия и определение учебных вопросов.

Руководитель занятия должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, готовность сержантов к проведе­нию занятия, оборудование огневого городка (войскового стрельбища, директрисы боевых машин), наличие оружия, учебных стрелковых при­боров и учебных пособий, необходимых для занятия. Чтобы подготови­ться к образцовому показу на занятии, офицер обязан потренироваться в выполнении приемов стрельбы, подлежащих отработке с солдатами.

г) Рекогносцировка места проведения занятия.

Руководитель занятия может выехать в учебный центр с руководите­лями на учебных местах (офицеры, сержанты) с возможным вариантом занятия, где уточняются:

количество учебных мест;

возможности огневого городка или войскового стрельбища (директ­рисы БМП) по проведению занятия;

наличие и работоспособность тренажеров;

емкость и оснащение каждого учебного места, порядок их смены;

наличие связи между учебными местами;

ориентиры и другие вопросы обеспечения занятия.

Кроме того, проводит инструктаж операторов, а при необходимости может провести тренировку с руководителями на учебных местах по наи­более сложным вопросам.

д) После работы на учебном центре руководитель занятия определяет:

1. Количество и содержание учебных мест, порядок их замены, учеб­ные и воспитательные цели на каждом из них.

2. Материальное обеспечение учебных мест.

3. Расчет времени на проведение занятия.

4. Формы и методы проведения занятия на каждом учебном месте.

5. Методические и воспитательные приемы для достижения целей за­нятия на каждом учебном месте.

6. Руководителей занятия на каждом учебном месте.

7. Другие вопросы методики проведения занятия.

В обязательном порядке проводятся инструкторско-методические за­нятия (инструктажи) с руководителями на учебных местах. Они имеют целью: проверить знания командирами подразделений вопросов пред­стоящих занятий, а также их умение образцово показать прием (дейст­вие) с оружием, доходчиво объяснить и добиться глубокого усвоения личным составом изучаемой темы; показать правильную организацию, материальное обеспечение и методику проведения предстоящих заня­тий; дать методическую практику в проведении занятий.

Инструкторско-методические занятия проводятся в такой последова­тельности. Вначале руководитель проверяет знания, умения и навыки обучаемых по вопросам предстоящих занятий с солдатами. Затем состав­ляет из обучаемых соответствующее подразделение, показывает в роли командира обучаемого подразделения, как надо правильно организовать и материально обеспечить занятие, как методически правильно обучать солдат по данной теме. При этом показ организации и методики прове­дения занятий осуществляется с тем материальным обеспечением, кото­рым будет располагать командир обучаемого подразделения. После по­каза руководитель назначает поочередно обучаемых для проведения занятия по отдельным учебным вопросам. В конце занятий руководитель проводит разбор, в котором дает методические рекомендации по прове­дению занятий с личным составом.

Инструктажи проводятся, как правило, накануне занятия. На инст­руктаже офицеры, прапорщики и сержанты получают указания о поряд­ке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении.

ж) Разработка плана (плана-конспекта) проведения занятия.

Он является рабочим документом командира (начальника) при про­ведении занятия, в нем обычно указывают тему занятия; учебные и вос­питательные цели; учебные вопросы; время и место проведения занятия, литературу, используемую при подготовке к занятию, материальное обеспечение; содержание работы на каждом учебном месте.

Для проведения огневых тренировок и стрельб составляют план их проведения и план-конспект на учебное место, где руководителем вы­ступает сам командир, а для остальных занятий по огневой подготовке — план-конспект.

2. Подготовка обучаемых.

Подготовка обучаемых к занятию осуществляется под руководством сержантов или офицеров роты в часы самостоятельной подготовки и за­ключается:

в изучении или повторении учебного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия;

в изучении условий упражнений, а также повторяются правила стрельбы, проводятся беседы, собрания, выпускаются боевые листки, готовится наглядная агитация, популяризируется опыт отличников учебы.

Для предупреждения несчастных случаев на занятиях по огневой под­готовке при обращении с оружием и боеприпасами весь личный состав изучает требования безопасности.

Полезным для личного состава может стать просмотр кинофильмов по изучаемой теме, тренировка на учебно-тренировочных средствах.

3. Подготовка учебных мест и средств материального обеспечения заня­тий.

Заключается в проведении необходимых мероприятий по дооборудо­ванию учебных мест к предстоящему занятию, в проверке наличия и ис­правности учебно-тренировочных средств, наглядных и учебных посо­бий, используемых на занятии, и в подготовке их к работе.

4. Проведение занятия с командирами (начальниками).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: