Занятия по данным вопросам имеют целью научить, как правильно проводить чистку и смазку оружия (вооружения), прицелов и приборов наблюдения после стрельбы, тактических учений и занятий по материальной части и при переводе оружия (вооружения) на сезонное хранение (эксплуатацию). Местом занятия могут быть комната для чистки оружия, стоянки машин, огневые городки или специальные площадки, отведенные для обслуживания материальной части боевых машин.
В ходе занятия руководитель объясняет порядок чистки и смазывания вооружения, прицелов и приборов наблюдения и показывает принадлежности и материалы, применяемые при работе.
Далее руководитель показывает и объясняет порядок подготовки принадлежностей и материалов для чистки и смазки, назначение различных смазок, масел и растворов и в каком случае и порядке они применяются.
На одном из экипажей подразделения (обучаемом) руководитель занятия практически показывает и разъясняет очередность и порядок чистки и смазки вооружения. Работы выполняются в такой последовательности:
|
|
чистка и смазка ствола пушки (орудия); чистка и смазка затвора;
чистка и смазка люльки, ограждения, противооткатных устройств, пускового и подъемного механизмов; чистка и смазка пулемета; чистка прицелов и приборов наблюдения.
Показ и объяснение чистки и смазки каждой детали, узла и механизма пушки руководитель проводит в порядке, указанном в руководстве службы для данной системы вооружения.
Показав на одном из образцов оружия (вооружения) прием чистки и смазки детали, узла, механизма, руководитель приказывает обучаемым выполнить работы в такой же последовательности на своем оружии (вооружении).
После выполнения всех работ по чистке и смазке вооружения, прицелов и приборов наблюдения руководитель занятия проводит краткий разбор, обращая особое внимание на ошибки, допущенные обучаемыми при чистке и смазке.
11. МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ КАРТ (УТК)
Принципиальный смысл обучения с использованием УТК заключается в том, что процесс усвоения, а также формирования соответствующих умений и навыков рассматривается как процесс овладения действиями с определенными его показателями (такими, как сознательность, гибкость, обобщенность) в полном объеме и без ошибок.
Суть методики состоит в том, чтобы сразу же, с первой тренировки формировать у обучаемых безошибочные действия. Методика может применяться как при начальном обучении, так и при восстановлении навыков и умений.
Учебно-тренировочные карты могут быть полными и сокращенными.
|
|
На начальном периоде обучение проводится по учебно-тренировочным картам, содержащим полное описание формируемых действий и заменяющим текст или рассказ при традиционном обучении. Вначале объясняется порядок пользования УТК, а затем один из сержантов выполняет все операции, изложенные в УТК, в результате чего отпадает необходимость приостанавливать занятие для пояснения данного процесса.
После этого взвод (отделение) делится на группы по три обучаемых в каждой. В каждой группе изучение материала организуется следующим образом. Один из обучаемых занимает рабочее место и медленно выполняет те операции, которые ему зачитывает с УТК другой обучаемый, он же совместно с третьим обучаемым следит за действиями первого, фиксируя правильность выполнения действия, а при необходимости — время выполнения. Потом они меняются местами, и каждый обучаемый практически проделывает все предусмотренные операции. При этом операции, которые непосредственно выполняются, обязательно проговариваются вслух. Благодаря этому быстрей закрепляются навыки, ибо обучаемый непроизвольно обдумывает то, что предстоит ему сделать. Главным при этом является не скорость, а правильность выполнения всех операции. По каждой УТК обучаемый, как правило, должен тренироваться не менее трех-четырех раз на каждом этапе обучения. Это позволяет не только научить обучаемых с са мого начала действовать правильно, но и оценивать работу товарища, кратко и ясно ставить задачу, четко выражать свои мысли.
На следующем этапе обучение проводится по сокращенной УТК. Обучаемые при этом также выполняют все операции, называя только ключевые слова.
По мере освоения действия быстрота выполнения операции возрастает и дублирование голосом каждой операции становится лишним, так как начинает тормозить процесс овладения действием. Поэтому обучаемый перестает дублировать отдельные операции вслух и непроизвольно переходит к их дублированию «про себя». Затем такое дублирование прекращается совсем. Членораздельность речи, дублируемой «про себя» операции, начинает мешать обучаемому быстро выполнять действия. С этого момента действия обучаемого автоматизируются.
Достижение этого этапа означает, что ранее незнакомые действия, выполнявшиеся сначала с опорой на внешние ориентиры, постепенно оказались освоенными, в результате чего у обучаемых появилось знание об этом действии. Причем знание сформировалось не в результате предварительного заучивания, а непосредственно в процессе самой содержательной деятельности, которая организуется с опорой на учебно-тренировочные карты.
В целях осуществления промежуточного контроля степени овладения пройденного материала после изучения каждой темы проводятся контрольные занятия. Они могут проводиться как в плановые часы занятий, так и в часы самоподготовки. Контрольное занятие должно включать 4—5 задач (вопросов), выполнение нормативов, которые входили в пройденную тему. Решение задач целесообразно проводить письменно, отводя на это 20—30 мин. В конце контрольного занятия руководитель выясняет вопросы, которые по тем или иным причинам для отдельных обучаемых остались невыясненными. Намечает пути их устранения.
Содержание учебно-тренировочной карты и порядок ее разработки
Содержание УТК непосредственно определяется структурой формируемого действия. Каждое действие представляет собой совокупность структурных элементов. Поэтому для обеспечения ориентировки обучаемого на всю совокупность необходимых условий УТК должна отражать в себе все структурные операции (элементы).
Учебно-тренировочная карта должна иметь и содержать:
описание последовательности операций, из которых состоит выполняемое действие;
|
|
полный набор ориентиров для правильного выполнения каждой из этих операций;
систему указаний, как и в каком порядке пользоваться ориентирами, как и каким способом выполнять каждую операцию.
Необходимо отметить, что любое действие прежде всего характеризуется реальным преобразованием определенного исходного материала в заданный конечный результат.
В качестве исходного материала является, например, положение органов управления перед подготовкой вооружения к стрельбе. Конечным результатом, соответственно, будет новое положение органов управления после подготовки вооружения к стрельбе. Все эти элементы с их характеристиками должны быть включены в УТК.
Для разработки УТК необходимо:
1. Определить, для каких целей разрабатывается конкретная УТК, т. е. какими умениями в конце обучения с опорой на эту карту должен овладеть обучаемый и какие знания для этого ему необходимо получить.
2. Выделить состав операций формируемого действия, которые можно выполнить без дополнительной подготовки.
3. Расписать операции в соответствии с последовательностью (технологией) выполнения действия.
4. Для обеспечения наглядности карты выделить каждую операцию, а в каждой операции, в свою очередь, выделить ключевые слова (например, название органов управления и индикации).
5. Для правильного выполнения каждой операции выделить в случае необходимости дополнительные ориентиры (например, указания по использованию средств контроля, специальных приспособлений, значения требуемых величин зазоров при регулировках).
6. Определить вопросы содержания учебно-тренировочной карты.
Содержание УТК может быть представлено в двух основных формах: в виде структурной схемы с системой вопросов и возможных ответов на них и в виде таблицы.
При разработке УТК в виде структурной схемы необходимо:
а) заранее выделить логические и практические операции.
Логические операции (контроля, опознавания) должны следовать в форме вопроса. Практические операции носят характер предписания что-то выполнить и должны описываться в инструктивной форме;
|
|
б) после логических операций, как правило, должен следовать ответ «Да» или «Нет»;
в) для быстроты перехода от одной логической операции к другой постараться выбрать разрешающий признак. В качестве такого признака лучше использовать ответ «Да», чтобы ориентировать обучаемого на точность и правильность работы осваиваемого вопроса.
При такой записи обучаемый быстро привыкнет к тому, что после ответа «Да» он может переходить к следующей операции.
Одновременно обучаемый приобретает навык ведения контроля операции по знакам положительных ответов: «Да—да—да». Если же где-то возникает ответ «Нет», обучаемый останавливается и начинает анализировать причину отклонения от положительного ответа;
г) для большей наглядности положительных и отрицательных ответов лучше их выделять соответствующими символами, например «Да» и «Нет».
Учебно-тренировочная карта в виде таблицы имеет то преимущество, что содержит не только указания о порядке выполнения операций и достигнутом результате, но и позволяет обучаемому видеть смысл выполняемых им операций и действия в целом. Именно для этого и предназначена специальная графа таблицы с заголовком «Почему именно так?».
Основные принципы разработки УТК в виде таблицы состоят в следующем:
в графе «Действия» в соответствии выполняемого действия расписываются все входящие в его состав операции. По содержанию они формулируются в инструктивном виде;
в графе «Результат действия» констатирующей части указывается результат выполнения каждой операции;
в графе «Почему именно так?» указывается, почему данная операция выполняется так, а не иначе.
При разработке УТК на первое место всегда необходимо ставить соблюдение требований безопасности. Содержание карты должно воспитывать у обучаемых чувство ответственности за строгое и точное соблюдение требований безопасности. При этом требования безопасности должны выступать в качестве условий, на которые обеспечивается ориентировка обучаемых при выполнении соответствующих действий.
Варианты учебно-тренировочных карт приведены в приложениях 2 и 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АЛГОРИТМ РАБОТЫ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА)
ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ
1. Подготовка руководителей занятий (офицеров, прапорщиков и сержантов):
а) Изучение руководящих документов по боевой подготовке.
Проводится на учебно-методических сборах, инструкторско-методи- ческих, показных и открытых занятиях, инструктажах и путем самостоятельной работы. Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конференции.
б) Изучение исходных данных для проведения занятия.
Исходные данные для проведения занятия — тема, цели, содержание, а также место и время проведения занятия указываются в расписании занятий, содержание нормативов берется в сборнике нормативов, кроме того, подбираются и изучаются статьи руководств (наставлений), Курса стрельб и методические пособия, имеющие отношение к содержанию темы.
При изучении этого материала офицер делает необходимые выписки, подбирает примеры, которые могут облегчить усвоение учебного материала.
в) Составление предварительной схемы занятия и определение учебных вопросов.
Руководитель занятия должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, готовность сержантов к проведению занятия, оборудование огневого городка (войскового стрельбища, директрисы боевых машин), наличие оружия, учебных стрелковых приборов и учебных пособий, необходимых для занятия. Чтобы подготовиться к образцовому показу на занятии, офицер обязан потренироваться в выполнении приемов стрельбы, подлежащих отработке с солдатами.
г) Рекогносцировка места проведения занятия.
Руководитель занятия может выехать в учебный центр с руководителями на учебных местах (офицеры, сержанты) с возможным вариантом занятия, где уточняются:
количество учебных мест;
возможности огневого городка или войскового стрельбища (директрисы БМП) по проведению занятия;
наличие и работоспособность тренажеров;
емкость и оснащение каждого учебного места, порядок их смены;
наличие связи между учебными местами;
ориентиры и другие вопросы обеспечения занятия.
Кроме того, проводит инструктаж операторов, а при необходимости может провести тренировку с руководителями на учебных местах по наиболее сложным вопросам.
д) После работы на учебном центре руководитель занятия определяет:
1. Количество и содержание учебных мест, порядок их замены, учебные и воспитательные цели на каждом из них.
2. Материальное обеспечение учебных мест.
3. Расчет времени на проведение занятия.
4. Формы и методы проведения занятия на каждом учебном месте.
5. Методические и воспитательные приемы для достижения целей занятия на каждом учебном месте.
6. Руководителей занятия на каждом учебном месте.
7. Другие вопросы методики проведения занятия.
В обязательном порядке проводятся инструкторско-методические занятия (инструктажи) с руководителями на учебных местах. Они имеют целью: проверить знания командирами подразделений вопросов предстоящих занятий, а также их умение образцово показать прием (действие) с оружием, доходчиво объяснить и добиться глубокого усвоения личным составом изучаемой темы; показать правильную организацию, материальное обеспечение и методику проведения предстоящих занятий; дать методическую практику в проведении занятий.
Инструкторско-методические занятия проводятся в такой последовательности. Вначале руководитель проверяет знания, умения и навыки обучаемых по вопросам предстоящих занятий с солдатами. Затем составляет из обучаемых соответствующее подразделение, показывает в роли командира обучаемого подразделения, как надо правильно организовать и материально обеспечить занятие, как методически правильно обучать солдат по данной теме. При этом показ организации и методики проведения занятий осуществляется с тем материальным обеспечением, которым будет располагать командир обучаемого подразделения. После показа руководитель назначает поочередно обучаемых для проведения занятия по отдельным учебным вопросам. В конце занятий руководитель проводит разбор, в котором дает методические рекомендации по проведению занятий с личным составом.
Инструктажи проводятся, как правило, накануне занятия. На инструктаже офицеры, прапорщики и сержанты получают указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении.
ж) Разработка плана (плана-конспекта) проведения занятия.
Он является рабочим документом командира (начальника) при проведении занятия, в нем обычно указывают тему занятия; учебные и воспитательные цели; учебные вопросы; время и место проведения занятия, литературу, используемую при подготовке к занятию, материальное обеспечение; содержание работы на каждом учебном месте.
Для проведения огневых тренировок и стрельб составляют план их проведения и план-конспект на учебное место, где руководителем выступает сам командир, а для остальных занятий по огневой подготовке — план-конспект.
2. Подготовка обучаемых.
Подготовка обучаемых к занятию осуществляется под руководством сержантов или офицеров роты в часы самостоятельной подготовки и заключается:
в изучении или повторении учебного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия;
в изучении условий упражнений, а также повторяются правила стрельбы, проводятся беседы, собрания, выпускаются боевые листки, готовится наглядная агитация, популяризируется опыт отличников учебы.
Для предупреждения несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке при обращении с оружием и боеприпасами весь личный состав изучает требования безопасности.
Полезным для личного состава может стать просмотр кинофильмов по изучаемой теме, тренировка на учебно-тренировочных средствах.
3. Подготовка учебных мест и средств материального обеспечения занятий.
Заключается в проведении необходимых мероприятий по дооборудованию учебных мест к предстоящему занятию, в проверке наличия и исправности учебно-тренировочных средств, наглядных и учебных пособий, используемых на занятии, и в подготовке их к работе.
4. Проведение занятия с командирами (начальниками).