Согласно Федеральному закону РФ «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические ресурсы, являются государственной собственностью. В государственную собственность на недра входят: запасы и ресурсы полезных ископаемых; полученная на государственных и частных предприятиях геологическая информация; имущество геологических и горных предприятий; добытые полезные ископаемые.
Кроме того, указанный Закон выделяет государственный фонд недр, под которым понимают используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, а также участки недр федерального назначения. Под последними понимают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, предназначенные для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность страны, обеспечивает основы ее суверенитета и выполнения обязательств по международным договорам. При этом часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, входит в федеральный фонд резервных месторождений.
|
|
Экономические отношения по поводу управления государственной собственностью на недра складываются вокруг объекта управления, который в настоящее время не имеет однозначного толкования. Недра с позиции управления ими следует подразделять на участки недр, право пользования которыми предоставляют на основе лицензии и соглашения о разделе продукции. При этом следует отметить, что участок недр не совпадает с месторождением — он может включать одно месторождение, несколько месторождений, часть крупного месторождения и даже одну скважину. Иногда участок недр отождествляют с геологическим отводом, представляющим собой поверхность земной коры, на которой выполняют работы и исследования по геологическому изучению недр, или с горным отводом (геометризированным блоком недр).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, участок недр рассматривают в качестве имущества — объекта гражданских прав. В настоящее время отсутствуют какие-либо утвержденные правила и критерии выделения участков недр, что предопределяет необходимость создания системы государственного кадастрового учета, в результате которого им придавали бы статус недвижимости. В этом случае появится возможность зафиксировать государственную собственность на участок недр. Недра предоставляют в пользование различным субъектам хозяйственной деятельности в виде участков недр. В соответствии с лицензией, регистрируют право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов. Передаваемый в пользование участок недр не имеет параметров, признаков или каких-либо элементов, присущих объекту недвижимого имущества. Таким образом, недра и участки недр как объекты управления и объекты собственности являются обобщенным понятием, только лишь констатацией того, что недра и выделенные в них произвольным образом участки являются государственной собственностью.
|
|
С позиций управления государственной собственностью можно предложить следующую классификацию объектов недропользования:
♦ государственный фонд участков недр, который подразделяют на распределенный и нераспределенный (в том числе резервный) государственный фонд участков недр, включающий как подготовленные к освоению, но не переданные в пользование месторождения, так и подготавливаемые к освоению месторождения и проявления полезных ископаемых;
♦ переданные в пользование участки недр, которые являются одновременно объектами управления, учета, регистрации, надзора и контроля;
♦ государственный фонд неиспользуемых частей недр — как объектов, предполагаемых для проведения на них работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, управление государственным фондом недр, по существу, сводится к управлению государственной собственностью на недра.
Россия обладает 30% мировых запасов природного газа, почти 10% нефти, 33,6% железных руд, 50% алмазов, 25% никеля, 17% олова. Наша страна является мировым лидером по добыче основных видов полезных ископаемых и крупнейшим экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, который занимает 70% в ее общем экспорте.
В государственную собственность на недра входят: запасы и ресурсы полезных ископаемых; геологическая информация, полученная на государственных и частных предприятиях; имущество геологических и горных предприятий; добытые полезные ископаемые. Государственное управление недропользованием заключается в законодательном и нормативном правовом обеспечении и регулировании эффективного функционирования минерально-сырьевого потенциала, добывающих, обрабатывающих полезные ископаемые, перерабатывающих их продукцию предприятий, а также инфраструктурных объектов. В настоящее время наиболее актуальной в этой области является проблема разработки и внедрения механизмов рентоориентированной социально направленной отечественной экономики.
В отличие от землепользования, где ренту изымают исключительно в денежной форме, в недропользовании переходят к изъятию ренты в ее продуктовой форме, то есть к разделу продукции. Это связано, во-первых, с существованием в этой сфере ценовой ренты, большая часть которой по условиям рынка будет оставаться у недропользователей, во-вторых, с возможностью завышения текущих и капитальных затрат. Ценовую ренту изымают только от добытой нефти (в зависимости от мировой цены барреля нефти и курса доллара) и газа (по ставке 30% от экспортной выручки).
Для существенного повышения эффективности недропользования — этой важнейшей сферы отечественной экономики и в обозримой перспективе — необходима комплексная разработка и реализация современных взаимоувязанных механизмов государственного управления, среди которых регулирование:
|
|
♦ доступа к недропользованию — лицензионно-разрешительный и/или договорной гражданско-правовой доступ к участкам недр;
♦ прав собственности на добытые полезные ископаемые, на горное имущество и геологическую информацию;
♦ налоговой системы рентных платежей;
♦ таможенное — уплата таможенных пошлин как части ценовой ренты, стимулирование экспорта не сырья, а продуктов его переработки;
♦ ценовое (в частности, необходимо регулировать и уменьшать диспаритет цен в естественных монополиях);
♦ антимонопольное — установление количества и размеров участков недр и запасов полезных ископаемых, концентрируемых у одного недропользователя, контроль за деятельностью территориальных минерально-сырьевых монополий;
♦ социально-экономическое — использование рентных доходов в интересах всего общества;
♦ балансовое — запасов полезных ископаемых, производства и потребления минерально-сырьевых ресурсов, топливно-энергетического баланса;
♦ созданных специальных институтов — органов управления горным производством, государственных компаний, инвестиционных проектов и др.
Перечисленные механизмы должны стать основой при пересмотре и совершенствовании горного, земельного, налогового, таможенного, бюджетного и других видов законодательства.