Ресурсы недр

Согласно Федеральному закону РФ «О недрах», недра явля­ются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное про­странство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические ресурсы, являются государственной собствен­ностью. В государственную собственность на недра входят: запасы и ресурсы полезных ископаемых; полученная на госу­дарственных и частных предприятиях геологическая информа­ция; имущество геологических и горных предприятий; добы­тые полезные ископаемые.

Кроме того, указанный Закон выделяет государственный фонд недр, под которым понимают используемые участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Россий­ской Федерации и ее континентального шельфа, а также учас­тки недр федерального назначения. Под последними понимают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторожде­ния полезных ископаемых, предназначенные для гарантирован­ного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность страны, обеспечивает основы ее суверенитета и выполнения обязательств по международным договорам. При этом часть месторождений федерального значения, в том числе освоен­ных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, входит в федеральный фонд резервных месторождений.

Экономические отношения по поводу управления государ­ственной собственностью на недра складываются вокруг объекта управления, который в настоящее время не имеет од­нозначного толкования. Недра с позиции управления ими сле­дует подразделять на участки недр, право пользования которы­ми предоставляют на основе лицензии и соглашения о разде­ле продукции. При этом следует отметить, что участок недр не совпадает с месторождением — он может включать одно мес­торождение, несколько месторождений, часть крупного место­рождения и даже одну скважину. Иногда участок недр отожде­ствляют с геологическим отводом, представляющим собой поверхность земной коры, на которой выполняют работы и исследования по геологическому изучению недр, или с горным отводом (геометризированным блоком недр).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, участок недр рассматривают в качестве имущества — объекта гражданских прав. В настоящее время отсутствуют какие-либо утвержден­ные правила и критерии выделения участков недр, что предоп­ределяет необходимость создания системы государственного кадастрового учета, в результате которого им придавали бы статус недвижимости. В этом случае появится возможность зафиксировать государственную собственность на участок недр. Недра предоставляют в пользование различным субъек­там хозяйственной деятельности в виде участков недр. В соот­ветствии с лицензией, регистрируют право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных соору­жений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образо­вания особо охраняемых геологических объектов. Передаваемый в пользование участок недр не имеет параметров, признаков или каких-либо элементов, присущих объекту недвижимого имуще­ства. Таким образом, недра и участки недр как объекты управ­ления и объекты собственности являются обобщенным поня­тием, только лишь констатацией того, что недра и выделенные в них произвольным образом участки являются государствен­ной собственностью.

С позиций управления государственной собственностью можно предложить следующую классификацию объектов не­дропользования:

государственный фонд участков недр, который подразде­ляют на распределенный и нераспределенный (в том чис­ле резервный) государственный фонд участков недр, включающий как подготовленные к освоению, но не пе­реданные в пользование месторождения, так и подготав­ливаемые к освоению месторождения и проявления по­лезных ископаемых;

переданные в пользование участки недр, которые являются одновременно объектами управления, учета, регистра­ции, надзора и контроля;

государственный фонд неиспользуемых частей недр — как объектов, предполагаемых для проведения на них работ по геологическому изучению недр.

Таким образом, управление государственным фондом недр, по существу, сводится к управлению государственной соб­ственностью на недра.

Россия обладает 30% мировых запасов природного газа, почти 10% нефти, 33,6% железных руд, 50% алмазов, 25% ни­келя, 17% олова. Наша страна является мировым лидером по добыче основных видов полезных ископаемых и крупнейшим экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, который занимает 70% в ее общем экспорте.

В государственную собственность на недра входят: запасы и ресурсы полезных ископаемых; геологическая информация, полученная на государственных и частных предприятиях; иму­щество геологических и горных предприятий; добытые полез­ные ископаемые. Государственное управление недропользова­нием заключается в законодательном и нормативном правовом обеспечении и регулировании эффективного функционирова­ния минерально-сырьевого потенциала, добывающих, обрабаты­вающих полезные ископаемые, перерабатывающих их продук­цию предприятий, а также инфраструктурных объектов. В насто­ящее время наиболее актуальной в этой области является проблема разработки и внедрения механизмов рентоориенти­рованной социально направленной отечественной экономики.

В отличие от землепользования, где ренту изымают исклю­чительно в денежной форме, в недропользовании переходят к изъятию ренты в ее продуктовой форме, то есть к разделу про­дукции. Это связано, во-первых, с существованием в этой сфе­ре ценовой ренты, большая часть которой по условиям рынка будет оставаться у недропользователей, во-вторых, с возмож­ностью завышения текущих и капитальных затрат. Ценовую ренту изымают только от добытой нефти (в зависимости от мировой цены барреля нефти и курса доллара) и газа (по ставке 30% от экспортной выручки).

Для существенного повышения эффективности недрополь­зования — этой важнейшей сферы отечественной экономики и в обозримой перспективе — необходима комплексная разработ­ка и реализация современных взаимоувязанных механизмов го­сударственного управления, среди которых регулирование:

♦ доступа к недропользованию — лицензионно-разрешительный и/или договорной гражданско-правовой доступ к участкам недр;

♦ прав собственности на добытые полезные ископаемые, на горное имущество и геологическую информацию;

♦ налоговой системы рентных платежей;

♦ таможенное — уплата таможенных пошлин как части це­новой ренты, стимулирование экспорта не сырья, а про­дуктов его переработки;

♦ ценовое (в частности, необходимо регулировать и умень­шать диспаритет цен в естественных монополиях);

♦ антимонопольное — установление количества и размеров участков недр и запасов полезных ископаемых, концентри­руемых у одного недропользователя, контроль за деятельно­стью территориальных минерально-сырьевых монополий;

♦ социально-экономическое — использование рентных до­ходов в интересах всего общества;

♦ балансовое — запасов полезных ископаемых, производ­ства и потребления минерально-сырьевых ресурсов, топ­ливно-энергетического баланса;

♦ созданных специальных институтов — органов управле­ния горным производством, государственных компаний, инвестиционных проектов и др.

Перечисленные механизмы должны стать основой при пе­ресмотре и совершенствовании горного, земельного, налогово­го, таможенного, бюджетного и других видов законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: