В Лесном кодексе РФ установлено, что объектами лесных отношений (отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) являются:
♦ лесной фонд Российской Федерации (все леса, за исключением лесов на землях обороны и населенных пунктов, а также не покрытые лесами земли лесного фонда — так называемые лесные и нелесные земли);
♦ участки лесного фонда и права пользования участками лесного фонда;
♦ леса, не входящие в лесной фонд (леса, расположенные на землях обороны, городских поселений и других населенных пунктов);
♦ участки лесов, не водящих в лесной фонд, и права пользования ими;
♦ древесно-кустарниковая растительность.
Законодательство не допускает оборот лесного фонда, куплю-продажу, залог и совершение сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Субъектами лесных отношений являются:
|
|
♦ участники лесных отношений;
♦ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования;
♦ граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и/или использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд;
♦ лесопользователи, граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, однако допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации. Право собственности граждан и юридических лиц допускается только на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина и юридического лица. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих условиях и правах: аренды, безвозмездного пользования, концессии, краткосрочного пользования. Собственникам объектов лесных отношений предоставлено право на получение доходов от использования лесного фонда. Важным регулирующим положением является ограничение по срокам пользования лесным фондом. В настоящее время максимальная продолжительность пользования для аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда составляет 49 лет. Бремя затрат на охрану, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих собственнику объектов лесных отношений возложено на самого собственника (в подавляющем большинстве — на государственного и муниципального).
|
|
Лесопользование осуществляют с соблюдением следующих основных требований:
♦ обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах;
♦ сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;
♦ установление порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;
♦ обеспечение условий для воспроизводства лесов;
♦ платность лесопользования;
♦ соблюдение научно обоснованных норм лесопользования.
Запрещается использовать участки лесного фонда и не входящие в него участки в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства. В этих случаях право пользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено.
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. Охрану и защиту лесов осуществляют с учетом их биологических и иных особенностей в составе комплекса организационных, правовых и иных мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в него лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах:
♦ устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
♦ рационального, непрерывного, неистощимого использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
♦ несовместимости реализации функций государственного управления с проведением рубок леса главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
В России сосредоточено 20% мировых лесонасаждений на территории более 1180 млн га, запасы древесины на корню составляют около 80 млрд куб. м. В то же время только 30% площади государственного лесного фонда доступны для коммерчески выгодной эксплуатации. В настоящее время заготавливают около 125 млн куб. м древесины, что меньше 25% утвержденной расчетной лесосеки страны.
В Лесном кодексе РФ содержаться нормы, регулирующие предоставление гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, куплю-продажу лесных насаждений и др. В настоящее время преобладающей формой приобретения права лесопользования является недостаточно эффективная аренда участков лесного фонда, которая действует на площади около 90 млн га. Там заготовляют лишь 70% ежегодного объема отпуска древесины, так как органы исполнительной власти устанавливают ставки арендной платы на уровне минимальных ставок платы за отпускаемую на корню древесину. В то же время эффективной формой получения лесных платежей являются продажа древесины на корню на лесных аукционах, так как стоимость куб. м древесины в этом случае в 2-3 раза больше, чем при ее продаже по установленным ставкам для других форм реализации. Однако продажи на лесных аукционах пока еще не превышают 20% при приобретении права лесопользования.
Одним из главных условий повышения эффективности лесопользования и получения устойчивого лесного дохода является создание нового организационно-экономического и правового механизмов государственного управления лесным хозяйством, пространственного распределения субъектов управления государственной собственностью (лесхозов) и государственно-частного партнерства в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности, в частности в области экосистемных услуг, побочных пользований лесом и переработки части древесины на месте ее заготовки. Это позволит эффективно решать актуальную задачу сохранения лесов (за счет непрерывности и неис-тощительности лесопользования), получать максимальное и экономически оправданное количество продукции и услуг с каждого гектара лесного фонда и обеспечить повышение уровня
|
|
занятости местного населения, значительное увеличение их доходов и улучшение качества жизни.
Однако в настоящее время частные лесопромышленные компании России не несут экономическую ответственность за будущее состояние государственной собственности — лесов, присваивая при этом значительную часть лесной ренты. В то же время государство как ее собственник в лице обязанных проводить ценовую политику в лесопользовании органов не в состоянии переломить эту ситуацию, поскольку законодательно установлены недопустимость использования лесов органами государственной власти и местного самоуправления. Именно поэтому вместо создания государственно-частного партнерства в лесном секторе государство безуспешно пытается преодолеть сопротивление лесопромышленников и заставить их оплачивать будущее состояние российских лесов.