В соответствии с Водным кодексом РФ, объектом водных отношений (отношений в области использования и охраны вод) является водный объект или его часть. Даны следующие определения водных объектов:
♦ водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима;
♦ водохозяйственный объект — это сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов;
♦ обособленный водный объект (замкнутый водоем) — это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В зависимости от физико-географических гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяют на несколько категорий:
♦ поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима;
♦ внутренние морские воды — морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
♦ территориальное море Российской Федерации — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и российским законодательством;
♦ подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющие границы, объем и черты водного режима.
Водные объекты подразделяют также на водные объекты общего пользования и водные объекты особого пользования, которыми пользуется ограниченный круг лиц.
В России находится более 2,5 млн рек и 2,7 млн озер, что составляет более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Их неравномерное территориальное распределение, большая внутригодовая и многолетняя изменчивость речного стока, который составляет 11% от мировых запасов, затрудняют необходимое обеспечение населения и хозяйственной деятельности водой.
Основой водообеспечения и важнейшим условием эксплуатации гидроэнергетических объектов и судоходства являются поверхностные воды. Из общего их количества около 44% потребляет промышленность (главным образом электроэнергетика — около 70%), 20% — жилищно-коммунальное хозяйство, 26% — сельское хозяйство (в основном орошаемое земледелие — более 80%). Стоимость продукции с 1 га орошаемых земель в 3—5 раз выше, чем на неорошаемых. Выполняющий внутренние грузоперевозки водный транспорт экономичней автомобильного в 10 раз и железнодорожного — в 1,5-2 раза.
В России установлена государственная собственность на водные объекты, которые не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.
К государственной собственности относятся водные объекты, принадлежащие Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам, причем водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права государственной собственности.
Согласно Водному кодексу РФ, в федеральной собственности находятся:
♦ поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации;
♦ подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Федерации;
♦ водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
♦ водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
♦ трансграничные (пограничные) водные объекты;
♦ внутренние морские воды;
♦ территориальное море РФ;
♦ водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
♦ иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесены к федеральной собственности. Пруды и обводненные карьеры могут быть в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического и юридического лица. Водные объекты государственной и обособленные водные объекты муниципальной собственности находятся в общем пользовании, если в водоохранных, экологических и иных интересах законодательством не предусмотрено иное, а полоса суши вдоль берегов таких водных объектов (бечевник) предназначается для общего пользования.
Для регулирования оборотоспособности водных объектов в целом и как объектов недвижимости в Водном кодексе РФ установлено:
♦ продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются;
♦ обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
♦ отношения по поводу обособленных водных объектов регулируются водным законодательством в той мере, в какой они не урегулированы гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, только обособленные водные объекты как отдельные объекты недвижимости или в составе имущественных комплексов могут быть полноправными объектами гражданского оборота, свободно отчуждаться в рамках действующих норм рыночных отношений в пользу физических и юридических лиц любых форм собственности.
Помимо регулирования оборотоспособности водных объектов в Водном кодексе РФ установлены механизмы приобретения и прекращения прав пользования водными объектами различных видов, осуществления и защиты прав пользования ими. Продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. Однако находящиеся в государственной собственности водные объекты могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в долго- и краткосрочное пользование в зависимости от целей применения ресурсного потенциала и экологического состояния этих объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом установлено на срок до 3 лет, долгосрочного пользования — от 3 до 25 лет. Законом предусмотрено также право ограниченного пользования водным объектом (публичный и частный водный сервитута).
Предоставление в пользование находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований водных объектов происходит на основании договора, который в зависимости от их принадлежности заключают исполнительные органы власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Они же устанавливают ставки оплаты объектов водопользования, обусловленные целью их эксплуатации: забор (изъятие) водных ресурсов, использование акватории водных объектов (в том числе для рекреационных нужд), потребление водных ресурсов (без их изъятия) для производства электроэнергии.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает: плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Эти платежи поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, на территории которых используют водные объекты, однако вторую плату можно также частично перечислять и в местные бюджеты.
5. имущественные комплексы
В собственности государства находится имущество более 3500 государственных унитарных предприятий, доли в 2950 акционерных обществах, около 1,7 млн объектов недвижимости страны, 20% всех основных фондов.
Методически важные выводы следуют из определения предприятия как недвижимости, которое исходит из трактовки предприятия как имущественного комплекса. В его состав включены различные виды движимого и недвижимого имущества, а также другие виды объектов гражданского права, организационно, технологически и т. д. связанные между собой и необходимые для обеспечения деятельности данного предприятия. Здесь к недвижимым вещам — компонентам имущественного комплекса предприятия относятся земельные участки, здания и сооружения; к движимым — оборудование и инвентарь, продукция и сырье и др.; тогда как права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (например, название фирмы, торговая марка), являются объектами нематериальных благ. Все названные компоненты в совокупности необходимы для нормального функционирования предприятия, имущественный комплекс которого в результате трактуют как сложную вещь с важными правовыми последствиями, такими, что действия сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Все компоненты имущественного комплекса не обязательно должны быть в полной собственности, а могут находиться в различных формах владения и пользования. Так, необходимые для обеспечения деятельности предприятия земельные участки, участки недр, водные объекты чаще всего находятся во временном пользовании, и отношения собственности применительно к ним регулируют специальными нормами земле-, лесо-, водо- и недропользования. В свою очередь, требуемое по технологии производства уникальное оборудование могут использовать в рамках арендного договора или по схемам лизинга с правом выкупа (или без такового) по окончании срока договора. Аналогичная схема временного возмездного пользования возможна применительно к торговой марке, наименованию предприятия.
Введение и использование в системе определений недвижимости понятий имущественных комплексов как сложных вещей весьма конструктивно. Именно понятие сложной вещи позволяет объединять разнородные виды вещей и объектов права, такие как: различные недвижимые и движимые вещи,
результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.
Тогда, наряду с отмеченными в ГК РФ предприятиями, к подобной правовой схеме представления имущественных комплексов можно привести такие сложные объекты, как: памятники истории, культуры и архитектуры; природные охранные зоны; городские ландшафтные комплексы и т. п. При этом общей для приведенного перечня имущественных комплексов является неразрывная организационно-технологическая, архитектурная, функциональная и т. д. связь компонентов, из которых они составлены, а именно:
♦ отдельные объекты недвижимости (земельные участки, здания и сооружения, монументы, парковые ансамбли, ограждения, искусственные водные объекты, инженерно-технические сооружения и коммуникации и др.);
♦ движимые вещи (выдающиеся художественные элементы интерьера, культурные ценности в помещениях объектов-памятников, исторические предметы, уникальные библиотеки и коллекции, необходимое для эксплуатации оборудование и т. д.);
♦ именные знаки принадлежности (например, Завод «Серп и молот», МГУ им. Ломоносова, усадьба Л. Н Толстого «Ясная Поляна», Киево-Печерская лавра и др.).
Как важную разновидность имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности напрямую или опосредованным образом (через владение 100% или контрольным пакетом акций в акционерных обществах с государственным участием), следует выделить системы производственной и социальной инфраструктуры. В их числе: сети железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральные трубопроводные системы, имущественные комплексы сферы здравоохранения, образования, социальной защиты населения и другие. Это, с одной стороны, одни из наиболее капиталоемких и, с другой стороны, жизненно необходимых для общества (и потому требующих особо качественного управления) объектов государственной собственности. Их качественное содержание и отвечающее растущим требованиям общества развитие является важной задачей государственного управления. Решение проблемы своевременного (в ряде случаев — опережающего) инфраструктурного обеспечения является определяющим, например, в освоении новых территорий, их ресурсного потенциала. И здесь государство должно выступать активным участником, инициатором и полноценным партнером во взаимодействиях с частным сектором.
В процессах приватизации, проводимых рыночных реформ и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в российской практике получила распространение и признание такая модификация понятия имущественного комплекса предприятия, как производственно-технологический комплекс (ПТК). При этом ПТК отличают от имущественного комплекса предприятия целенаправленным включением в его состав более узкого и конкретного перечня движимых и недвижимых вещей, а именно, совокупности технологически, организационно и экономически связанных объектов, непосредственно предназначенных обеспечить функционирование данной технологической линии, цеха, автономного производства. Так, в отраслях топливно-энергетического комплекса это могут быть, например, ПТК, выделенные из общего состава компаний и специализирующиеся на добыче, транспортировке, хранении и поставке топлива и энергии его конечным потребителям. При этом указанное целевое выделение имущества ПТК может быть продиктовано перспективами производимых в компаниях реформ, потребностями привлечения инвестиций в конкретные проекты, а также возможностями автономного вовлечения данного ПТК в гражданский оборот именно за счет его вычленения из общего, более громоздкого и менее оборотоспособного имущественного комплекса предприятия в целом.
Существенно, что крупномасштабные ПТК, в свою очередь, могут состоять из серии ПТК — производственно-технологических комплексов следующих уровней организационно-технологической и функциональной детализации. При этом количество и состав конкретных ПТК на каждом из уровней определяют исходя из характерных отраслевых особенностей и целевого назначения подобного многоуровневого представления, например, для обеспечения процедур государственной регистрации или обоснования адресного привлечения инвестиций в развитие ПТК соответствующего уровня.