Самооценка и самоотношение подростков с устойчивым противоправным поведением

И.А. Горьковая

Несомненно, самооценка, являясь одним из регуляторов поведения деятельности, относится к центральным образованиям личности. Це­лый ряд авторов изучают различные факторы, определяющие формиро­вание «Я-образа» у индивида. При этом считается, что формирование «Я-концепции» ограничено присущими ей возможностями познания себя и саморегуляции, то есть она носит поэтапный характер. Самооценка как часть самосознания не строго фиксирована, а развернута во време­ни, те есть может измениться в сторону завышения или понижения в зависимости от целого ряда обстоятельств. Актуальная самооценка является отражением степени развития самосознания и его специфики у данного конкретного индивида. Следовательно, самооценка, лежащая в основе формирования «Я-концепции», оказывает существенное влия­ние на социальную адаптацию индивида.

В данном исследовании изучалась самооценка и ее вариативность в зависимости от степени выраженности у представителей нашего обще­ства в одном возрастном периоде, но выходцев из разных социальных слоев — из криминальной субкультуры (59 воспитанников ТУ пригоро­да С.-Петербурга со строгим контролирующим режимом) и общечело­веческой культуры (65 учащихся средних образовательных школ С.-Петербурга в возрасте 15—17 лет). Следует сразу же отметить, что осознаваемость-неосознаваемость компонентов самооценки не рассмат­ривалась.

Уровень самооценки: средняя, высокая или низкая оценивались при помощи методики исследования «комплекса недостаточности» (G.J. Manasters, R.J. Corsisni, 1982). Самооценка, отражающая оце­ночное количественное ее выражение, которая здесь представляет со­бой субъективное сравнение по трем типам переменных: а) физические характеристики, б) социальные характеристики, в) личностные цели и нормы, определялась по первой шкале.

В результате обследования воспитанников Специального ТУ сред­няя самооценка выявилась у 54% испытуемых, высокая у 39% и низкая у 7%. При параллельном обследовании учащихся средних образователь­ных школ выявилась подобная картина: средняя самооценка у 55%, вы­сокая — у 39% и низкая — у 6%. То есть никаких различий по степени выраженности каждого варианта оценочного отношения к себе между экспериментальной и контрольной группами несовершеннолетних не обнаруживается.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что самооценка у подро­стков, являющихся представителями различных культур, в одинаковой мере регулирует поведение и деятельность в рамках микросреды. Ины­ми словами, самооценка как один из основных копинг-ресурсов, в оди­наковой мере способствует социальной адаптации подростков с устой­чивым противоправным поведением и их законопослушных сверстни­ков, но в границах среды первичной социализации.

Указанная методика представляет возможность выявить, кроме оце­ночного отношения к себе, и более широкое положительное или отрицательное представление о себе, то есть самоотношение. По термино­логии же А. Адлера и его последователей «чувство недостаточности» или «комплекса недостаточности (неполноценности)» соответствует, по сути дела, понятию самоотношения.

Вообще, еще в 20—30-х годах весьма серьезно рассматривался вопрос о существовании у индивида «чувства недостаточности» или «комплекса недостаточности (неполноценности)» и его роль в развитии личности. Несмотря на то, что исследователи в качестве критериев этого комплек­са использовали различные личностные черты и по-разному рассматри­вали точку перелома, указывающую на его наличие или отсутствие, все придерживались единодушного мнения о том, что этот комплекс на разных жизненных этапах присутствует у каждого человека.

Чувство недостаточности или комплекс недостаточности, выявляе­мое посредством указанной методики, определялось по величине рас­хождения между оценками шкалы № 1 (общей оценки) и шкалы № 5 (где хотел бы быть). Комплекс недостаточности констатировался в том случае, если эта разница составляла 0% и более.

В итоге обследования воспитанников Специального ТУ и школьни­ков обнаружилось, что комплекс недостаточности наблюдается у 58% испытуемых в экспериментальной и у 55% в контрольной группах. Сле­дует отметить, что довольно негативное самоотношение может соче­таться с различными вариантами самооценки. Так встречаются случаи в обеих группах испытуемых, когда высокая самооценка наблюдается нарду с комплексом недостаточности.

Обращает на себя внимание, что, также как и при исследовании самооценки, наличие комплекса недостаточности или его отсутствие у подростков с устойчивым противоправным поведением и их законопос­лушных сверстников совершенно идентично.

Становление мировоззрения и, в частности, отношение к себе и оп­ределение своего места в окружающем мире, что является одной из наи­более противоречивых и трудных проблем периода взросления, напря­мую связано с формированием жизненной перспективы. И если до этого описывалась самооценка, которая основывается на оценке удовлетво­ренности-неудовлетворенности того, что уже имеется, то не менее важ­ным является оценка собственного потенциала. Используемая методи­ка также позволяет оценить отношение к собственному будущему. Оценка собственного потенциала или будущего производилась по показаниям шкалы № 4, которая направлена на оценку через 5 лет. Градация отно­шения к будущему производилась аналогично оценке отношения к себе на данный момент.

Собственная перспектива воспитанников Специального ТУ оценива­ется положительно в 35,5% и в 36% случаев у учащихся средних общеоб­разовательных школ. Эти подростки уверены в своих силах и возможно­стях наиболее эффективно осуществить жизненные планы. Довольно сред­не, не столь оптимистично оценивают свое будущее 52,5% подростков экспериментальной группы и 55% из контрольной группы. Негативно же оценивают свое будущее 12% подростков с устойчивым противоправ­ным поведением и 9% школьников. Причем отрицательно оценивается не интеллектуальный потенциал, а потенциальные, в первую очередь, материальные возможности родителей, без помощи которых вероятность достижения целей, по мнению этих подростков, резко падает.

Полученные результаты в видении своего будущего, своего потенци­ала у подростков, характеризующихся устойчивым криминальным по­ведением в течение ряда лет, и их законопослушных сверстников совер­шенно тождественны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: