Девиантные тенденции в подростковой среде

С.А. Расчетина

В настоящее время в науке широко исследуется проблема отклоняю­щегося поведения. Интерес к проблеме усиливается в связи с дестаби­лизирующими процессами, характеризующими жизнь общества в России последнего десятилетия. Нарушение равновесия между основ­ными институтами социализации, кризис традиционной системы цен­ностей, сложное положение семьи, криминализация молодежной суб­культуры — все это отражается на процессах социализации подрастаю­щего поколения. Практика же оказания социальной помощи со сторо­ны различных служб ориентируется на подходы, выработанные в усло­виях относительной стабилизации общества, и поэтому такая практика непригодна для решения проблем подростков-девиантов.

Девиантность — особая сторона жизни общества. Ведущие социоло­ги в области теории девиантности определяют ее как явление, идущее вразрез с институционализированными ожиданиями, форму проявле­ния нарушений нравственных императивов, устоев и норм, сферу от­клонений от социальных норм, принятых в обществе. Понятие откло­няющегося поведения включает в себя также и делинквентность, под которой подразумеваются отклонения, представляющие собой уголов-но наказуемые действия. Понятие девиантности неоднозначно. Согласно мнению авторов, исследующих проблему, девиантность относится к числу многоликих, подвижных, способных модернизироваться явлений, ха­рактеризующих способ поведения человека как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». В качестве положительных девиаций рассматрива­ют экономическую предприимчивость, политическую активность, ху­дожественную и научную одаренность. В этом смысле, человек — субъект девиантного поведения может опережать время, выступать про­тив догматизма в вопросах нравственности. В качестве отрицательных девиаций рассматривают формы поведения, относящиеся к нормам пра­ва, и к нормам морали. Последние носят устойчивую отрицательную морально-этическую окраску в любом обществе, ориентированном на общечеловеческие ценности. В современной литературе существует множество подходов к раскрытию феномена девиантного поведения и его причин, разработаны научные модели, позволяющие раскрывать сущность этого достаточно сложного явления. Криминологический под­ход рассматривает отклоняющееся поведение как несоответствующее, идущее вразрез, противоречащее заданным обществом нормам и ти­пам. Криминологические рамки отклоняющегося поведения включа­ют, главным образом, правонарушающую деятельность. Социологичес­кий подход расширяет рамки отклоняющегося поведения и включает поступки, «одновременно относящиеся к действию морали и права (пра­вонарушения и преступления)», и поступки, относящиеся лишь к дей­ствию морали. Имеется в виду отклонение от морально-нравственных норм общежития, проявляющееся в различных нормах социальной па­тологии, под которой подразумевается такое проявление образа жизни, которое противоречит социальной нормативности. Согласно психоло­гическому подходу, девиантное поведение можно рассматривать как яв­ное или скрытое отклонение от психической нормы. Сюда относят формы поведения, провоцируемые психическими отклонениями в пре­делах нормы и за ее пределами. Культурологический подход акцентиру­ет внимание на взаимосвязи культуры и девиантных форм поведения, на конфликте культурных норм, лежащих в основании поведения инди­видов, на специфике норм, принятых в разных субкультурах. В рамках культурологического подхода исследуются субкультуры, характеризую­щиеся групповыми правонарушениями. С точки зрения педагогическо­го подхода девиантное поведение выступает как показатель дисгармо­нии в развитии ребенка, сигнализирующий о необходимости усиления социальной и педагогической поддержки.

Перечисленные подходы дают возможность делать срезы разных сто­рон девиантного поведения и анализировать данный феномен как слож­ное, целостное явление на интегративном уровне. Феномен девиантно­сти тесно связан с явлениями: социальной депривации, под которой подразумевается обеднение социального опыта личности вследствие без­духовности отношений с матерью в детском возрасте, социальной деза-даптации, причины которой усматриваются в нарушении значимых для социального становления отношений индивида в микросоциуме. Каче­ственно своеобразный подход к анализу девиаций обнаруживается в ра­ботах известных социологов Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, К. Бея, объясняющих процессы девиации на основе различных версий аномии общества, Ф. Танненбаума, Г. Беккера, Э. Лемерта, исследу­ющих проблему в рамках интеракционистского подхода, Г. Зиммеля, Л. Козера, рассматривающих вопрос в логике теории конфликта и со­циальной дифференциации.

Подростковый возраст и возраст ранней юности, характеризующий­ся в целом противоречиями развития и неопределенностью социально­го статуса^ является восприимчивым к экстремальным ситуациям, воз­никающим в обществе, выступает как условие повышенного социаль­ного риска, провоцирующее формы отклоняющегося поведения. На­личие девиаций в поведении подростка объясняется с помощью ряда понятий. Локус контроля — под ним подразумевается склонность при­писывать ответственность за результаты своей деятельности и поступки либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо внутрен­ним обстоятельствам (интернальный локус контроля). Доказано, что подростки первой группы более склонны к депрессии, чем подростки с интернальным локусом контроля. Исследованиями уровня самоуваже­ния доказано, что пониженное самоуважение коррелирует практически со всеми видами девиантного поведения, при этом акцентуации харак­тера — предрасполагающий фактор для развития невротических реак­ций, неврозов, патохарактерологических особенностей. Современные классификации акцентуаций включают в себя множество типов поведе­ния, осложненных формами девиации. Личностные расстройства — особые состояния, сопровождающиеся различными формами девиации: отчуждение как дистанция между человеком и окружением в травми­рующей ситуации, характеризующаяся формами избегающего поведе­ния, деперсонализация как утрата собственного «я», депрессия как со­стояние аффекта, сопряженное с чувством отчаяния. Личностные рас­стройства могут быть усилены бредом физического недостатка, фобия­ми, суицидальными мыслями и др.

Исследование социальной ситуации развития подростка-де-вианта осуществляется на основе использования разных концептуальных схем. В настоящее время поиск идет в рамках исследования молодежной суб­культуры. Молодежная субкультура достаточно дифференцирована. Ее составными частями являются особая девиантная и делинквентная суб­культуры, в которых формируются устойчивые, социально одобряемые контингентом сверстников аморальные и противоправные формы пове­дения. В поле зрения исследователей находится феномен ранней био-графизации ребенка, формирующийся на фоне сложных процессов раз­вития современной семьи, связанный с увеличением степеней его свободы в различных сферах жизнедеятельности. Наметившаяся тенденция более ранней биографизации выступает фактором напряжения в ситуа­ции свободного выбора и может дать всплеск девиаций. Исследователь­ский поиск обращен к формам группового поведения в сфере молодеж­ного досуга, осложненного девиациями. В литературе проанализиро­ваны формы молодежного досуга, органично включающего в себя эле­менты отклоняющегося поведения, связанного с алкоголизацией, упот­реблением наркотиков, процессы превращения просоциальных групп молодежи в асоциальные и антисоциальные на основе включения в де­ятельность, которая носит саморазрушающий характер.

Социальная педагогика, обращаясь к проблеме девиантности, ищет социальные ресурсы, способствующие решению жизненных задач, свя­занных с преобразованием процессов социализации подростка. Решаю­щую роль здесь играет теория посредничества и индивидуального со­провождения, раскрывающая характер связей подростка — девианта с системами социальной заботы, социальной защиты и социального раз­вития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: