Графический организатор текста

Рис. Образование как многоаспектный феномен

Таблица 1

Функции традиционной и инновационной парадигм образования
по отношению к культуре

Парадигма образования
традиционная(авторитарная, директивная) инновационная(развивающая, вариативная, проблемная)
Функция – воспроизводство культуры Функция – производство культуры
Цель – сохранениетрадиций, культуры Цель – внесение новогов культуру, развитие культуры
Прошлое повторяется в будущем Прошлое не повторяется в будущем

Таблица 2

Принципы традиционной и гуманистической («центрированной на мире детства»,
по А. Б. Орлову) парадигм обучения

Парадигма обучения
традиционная гуманистическая
Субординация: мир детства – часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток Равенство: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части… мира человека
Монологизм:мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям Диалогизм: мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием… взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс
Произвол:мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, которые никак не воздействовали на него Сосуществование: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались
Контроль:контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивает принудительное восприятие ребенком мира взрослых Свобода:мир взрослых должен исключать все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь
Взросление: развитие, движение детей по созданной миром взрослых “лестнице возрастов”. Нарушение процесса – аномалия Соразвитие:развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости
Инициация:существование границ между миром взрослых и детства Единство:мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров
Деформация:мир детства всегда деформирован вторжением взрослых Принятие:человек должен приниматься таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам “взрослости” и “детскости”

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: