МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОТАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе предполагают новые подходы к решению методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и прежде всего – учителя. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Следует отказаться от готовых методических “рецептов”, жёстко регламентирующих деятельность учителя в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам в контексте общих проблем, стоящих перед обществом и школьным образованием в целом, а также с учётом современного уровня состояния методической науки и смежных с нею областей научных знаний.
Для обучения иностранному языку характерны планомерность и системность, специальным образом отобранное и методически проинтерпретированное учебное содержание, наличие серии приёмов, способов работы, нацеленных на запоминание учащимися этого содержания и на контроль со стороны обучаемого уровня и степени владения учебным материалом, а также определенная ограниченность во времени. Речевые и неречевые действия учащихся достаточно жёстко регламентируются целями обучения, выдвигаемыми учителем на каждом конкретном этапе школьного образования, а также содержанием образования. В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приёмов и форм обучения с учётом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения. Именно эти проблемы станут предметом обсуждения на лабораторных занятиях по методике преподавания иностранного языка, найдут своё отражение в разработке фрагментов уроков с использованием новейших технологий и альтернативных авторских программ.
Лабораторное занятие 1. Реализация целей обучения иностранному языку в школе
Цель занятия
– расширить и углубить знания студентов об основных аспектах цели обучения иностранному языку в школе и о требованиях к уровню сформированности коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранным языкам.
Задачи
к концу занятия студенты будут знать:
– основные цели обучения иностранному языку в соответствии с «Концепцией содержания образования в 12 летней школе»;
– за счет таких факторов достигается практическое владение иностранным языком и сформированность коммуникативной компетенции;
уметь:
– анализировать структуру и компоненты учебно-методических комплексов и методических концепций, положенных в их основу;
– определять критерии, которым должны соответствовать цели обучения.
Практические задания
1. Сформулируйте основные цели обучения иностранному языку, используя «Концепцию содержания образования в 12 летней школе»;
2. Выберите основные критерии, которым должна соответствовать цель обучения иностранным языкам в школе. За счет чего происходит достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей обучения?
3. Проанализируйте упражнения по формированию лексических и грамматических навыков в учебнике В.П. Кузовлева для 7 класса и определите, какие задания направлены на обучение в коммуникативном контексте и способствуют формированию социолингвистической компетенции;
4. Проанализируйте учебные задания по:
а) чтению;
б) аудированию;
в) говорению;
г) письму; 5. Проанализируйте материалы / задания учебника и определите, какие практические цели они реализуют и определите, в какой степени они способствуют формированию социокультурной компетенции;
6. Проанализируйте материалы учебника и определите, какие задания способствуют формированию стратегической компетенции;
7. Проанализируйте материалы учебника и определите, какие задания способствуют формированию дискурсивной компетенции;
8. Проанализируйте содержание учебника и определите, какие воспитательные и развивающие задачи решаются в процессе обучения.