Результат процесса реабилитации качественно характеризует эффективность тех действий, которые были заложены в реабилитационную программу. Отслеживать результаты реабилитационного процесса следует по количеству ресурсов, вложенных в программу, по качественным изменениям в состоянии субъекта.
Оценка реабилитационного процесса по количеству использованных ресурсов связана с определением часов работы специалистов с клиентом, определением материальных затрат (питание, медикаменты, материальная помощь, наглядные пособия, тренажеры), определением энергетических затрат работы разнообразного оборудования, использованного в реабилитационных целях. Как правило, данная оценка применяется на административном уровне.
На уровне работы специалистов, участвующих в реабилитационных программах, оценку эффективности действий следует проводить на основании анализа изменений состояния субъекта. И здесь следует выделить два метода: статистический и параметрический.
Статистический метод оценки эффективности реабилитационных программ связан с фиксацией показателя рецидива дезадаптации и повторного обращения клиента реабилитационную службу. При эффективном осуществлении реабилитационной программы повышается адаптивная способность человека и у него отпадает потребность повторного обращения. При неэффективном проведении реабилитационной программы на какой-то промежуток времени снимается проблема дезадаптации, но она повторно проявляется по истечении времени и требуется повторное обращение в реабилитационный центр. Поэтому показатель рецидива дезадаптации может быть критерием эффективности реабилитационных программ при статистическом исследовании.
|
|
Параметрический метод дает качественную характеристику эффективности реабилитационных программ. При сравнении параметров состояния человека до и после его участия в реабилитационной программе можно судить об ее эффективности. Как описывалось выше, параметрами состояния человека являются: физические, психические и социальные. Исходное и последующее состояние человека по данным параметрам замеряется при помощи одних и тех же методик с целью получения объективных данных.
Обобщая вышеназванные категории (компенсация, реабилитация, абилитация и коррекция) следует отметить, что главным критерием эффективности этих процессов является полученный результат и устойчивость достигнутого эффекта.
Социальная профилактика (превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения, удержанию проблемы на социально терпимом уровне или нейтрализация причин.
|
|
Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья детей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Три уровня социальной профилактики:
- общесоциальный (общая профилактика) – предусматривает деятельность государства, общества, институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п.
- специальный (социально-педагогическая профилактика) – целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем.
- индивидуальный (индивидуальная профилактика) – профилактическая деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемы.
Одним из направлений деятельности специалиста является профилактика дезадаптивного поведения детей.
Выделяют два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации. В своей профессиональной деятельности педагоги и воспитатели осуществляют профилактику, как школьной дезадаптации, так и социальной.
Основные направления работы, в частности, социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:
- раннее выявление детей группы риска;
- консультативно - разъяснительная работа с родителями и педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды;
- работа с референтной группой;
- социально - педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;
- привлечение специалистов.
Социально - педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующая проявлению различных социально одобряемых видов их активности.