Система массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Соотношение понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Особенности средств массовой информации: обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.
Социальные функции средств массовой коммуникации: информационная, социального контроля, социализации личности, организационно-поведенческая. Психологические функции средств массовой коммуникации: формирование группового сознания, эмоциональная, коммуникативная.
Психологические теории массовой коммуникации: теории «линейного влияния» (модель Лассуэлла, Бреддока, Шрамма), теории «селективного влияния» (модель Каца и Лазарсфельда, Робинсона, Роджерса и Шумейкера).
Процессуальные теории массовой коммуникации: социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, навязывания повестки дня, когнитивная теория.
Тема 2.Структура личности как база восприятия информации
Понятие «личность». Психологическая структура личности. Влияние психологических свойств личности на восприятие информации.
|
|
Структура личности по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну в контексте восприятия информации. Понятия «сознание», «сверхсознание», «подсознание», «коллективное бессознательное», «личное бессознательное», «родитель», «взрослый», «дитя». Архетипы Карла Юнга.
Психические процессы (ощущения, восприятие, представление, воображение) и их влияние на восприятие информации. Понятие «ощущения». Свойства ощущений: адаптация, контраст, порог ощущений. Сенсибилизация, последовательные образы. Виды ощущений.
Понятие «восприятие». Свойства восприятия: избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность. Виды восприятия. Восприятие цвета. Восприятие рекламы.
Понятие «представление». Функции представлений. Виды представлений.
Этапы обработки и восприятия информации: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание. Понятие «внимание». Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, предметность.Избирательность внимания. Факторы, оказывающие влияние на внимание.
Понимание как интерпретация раздражителя. Факторы понимания: личностные и физические характеристики стимула.
Понятие «память». Процессы памяти: запечатление, хранение, извлечение, забывание. Механизмы запоминания информации.Виды памяти: кратковременная, долговременная, промежуточная, оперативная.
Тема 3.Психологические модели убеждающего воздействия
Понятие «социальное влияние». Понятие «когнитивный диссонанс». Социальное влияние стереотипов. Понятие «стереотип» в контексте массовой коммуникации. Отрицательные и положительные стереотипы.
|
|
Понятие «установка». Структура социальной установки. Положительные и отрицательные установки.
Специфика убеждающего воздействия. Эффективность убеждения. Факторы, влияющие на эффективность убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия.
Специфика внушающего воздействия. Суггестивность.
Понятие «логика». Факторы, обусловливающие логические апелляции к аудитории. Понятие «эмоции» в контексте массовой коммуникации. Эмоциональная сторона восприятия средств массовой информации. Факторы, обусловливающие эмоциональные апелляции к аудитории. Сочетание логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
Феномен слухов и его изучение. Коммуникативные характеристики слуха. Типология слухов: стихийные официальные, стихийные, неофициальные, организованные и контролируемые органами власти. Эмоциональная типология: «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух». Свойства слухов.
Источники и условия возникновения слухов. Возникновение и циркуляция слухов. Трансформация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов.
Сплетни как инструмент PR. Психология сплетни. Польза слухов и сплетен.