Процессуальные теории мотивации Виктора Врума, С. Адамса

(причины, по которым люди выбирают определенное поведение)

1) Теория ожидания Виктора Врума утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение, и оно будет привлекательно для индивида.

В соответствии с теорией ожидания мотивация рассматривается как функция 3-х видов ожиданий:

- ожидаемого результат работы, т.е. затрата определенного количества усилий приведет к ожидаемому результату

- ожидаемого вознаграждения от этого результата, т.е. оценивается степень уверенности в получении вознаграждения

- ожидаемой ценности вознаграждения, т.е. привлекательности (полезности) вознаграждения

Выводы:

- Руководитель при постановке задачи должен четко формулировать цель, а также критерии оценки результат

- Распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками

- Только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей

- Только то- вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором.

2) Теория справедливости. С Адамса исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия.

Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет – то возможны следующие реакции человека:

- Сокращение затрат собственных сил («Я не намерен полностью выкладываться за такую зарплату»)

- Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требование, шантаж)

- Переоценка своих возможностей (снижение уверенности в себе)

- Попытка повлиять на организацию или руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников

- Выбор другого объекта сравнения («Мне с ними не равняться»)

- Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.

Контрольные вопросы:

  1. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?
  2. Какую роль в мотивации играет вознаграждение?
  3. Как потребности связаны с поведением людей?
  4. Что такое содержательные и процессуальные теории мотивации?

Раздел 10. Информация и коммуникация в управлении

Управление в любой организации осуществляется посредством управленческих коммуникаций, по которым управленческая информация от звеньев более высокого иерархического уровня управления передается звеньям более низкого уровня управления, либо непосредственно исполнителям. Это стратегические, тактические, оперативные решения, планы, приказы, распоряжения, рекомендации, наконец, советы руководителя подчиненному.

Управленческая информация всегда поступает к людям, которые осуществляют реализацию любого управленческого решения.

Руководитель должен управлять всеми видами ресурсов, имеющимся в распоряжении организации: и финансами, и сырьем, и оборудованием, и информацией, и рекламными возможностями и т.д.

Однако реализация основных функций управления осуществляется посредством управления деятельностью людей: и принятие управленческого решения, и планирование, и организация, и мотивация, и контроль выполняется людьми.

Основное, что отличает человека от любого другого вида ресурсов, которыми приходится управлять при функционировании организации, - это возможность принимать самостоятельные решения. В этом плане любая система управления любой организацией может быть отнесена к одному из двух типов:

1-й тип – человек только исполняет полученное от своего непосредственного руководителя распоряжение;

2-й тип – человек включен в процесс решения возникающих проблем.

Виды коммуникаций

Коммуникация – процесс передачи информации кому – либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических изображений) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т.д.) Средствами коммуникаций является все, что позволяет передавать информацию. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Интернет.

Существуют следующие виды коммуникационных процессов, имеющих место в организации:

Коммуникации между организацией и ее средой. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации.

Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: