Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для руководителя ценностей, норм, точек зрения, идей, которые формируют образ его поведения.
Организационная культура – специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела.
Корпоративная культура – то, что определяет, что хорошо, и что плохо для фирмы. Свод писаных и неписаных правил, некоторый образ поведения. Корпоративная культура определяет все – от внешнего вида до образа мыслей.
Элементы корпоративной культуры:
- лидерство;
- дар предвидения;
- отслеживание динамики изменения отрасли;
- работа со СМИ;
- кредо фирмы;
- установление высоких стандартов деятельности, их соблюдение;
- гласность при достижении любого положительного результата;
- обязательное вознаграждение за успехи и наказание нерадивых;
- сотрудничество, партнерство, дисциплина, лояльность, корпоративная гордость.
|
|
Культура организации – мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Существуют различные типы организационной культуры:
1) Культура власти. Зависит от центрального источника власти. Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этой цели лиц. Проблемы решаются на основе баланса влияний. Выполнение заданий оцениваются по результатам, а к средствам относятся терпимо. Характерна жесткая конкуренция.
2) Ролевая культура. Классическая строго распланированная организация (бюрократия). Деятельность регулируется по определенным правилам и процедурам. Основным источником силы является сила положения. Ролевая организация эффективна там, где стабильность производства важнее гибкости.
3) Культура задачи. Сориентирована на проект или работу. Организация с матричной структурой. Основное внимание в этой культуре уделяется скорому завершению работы, культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе, положении или силе личности. Оценка работы по результатам и легкие рабочие отношения внутри группы. Культура задачи подходит для рынка, где «жизнь» продукта скоротечна, и где важна скорость реакции.
4) Культура личности. В этой культуре личность находится в центре; если есть некая структура или организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации (консультанты в больницах, университетские преподаватели). Организация подчиняется личности и своим существованием обязана личности. Для этой культуры невозможен контроль, и даже иерархия управления, за исключением обоюдного согласия. Влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости – это обычно сила специалиста: человек делает то, что умеет хорошо делать, поэтому к нему прислушиваются.
|
|
В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы: юридические, моральные, организационные, экономические.
Этика предприятия – мораль деловых взаимоотношений. Эти нормы должны вводиться для обеспечения стабильности предприятия и с целью максимизации прибыли.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных особенностей
- защиту от необоснованного вмешательства
- гарантию прав
- справедливую оплату
- социальные гарантии
- учет сфер персональной ответственности
- участие в управлении.
Контрольные вопросы:
1) Перечислите факторы, влияющие на культуру организации?
2) Какие типы организационной культуры вы знаете?
3) Какова структура управленческой культуры?