К ней относятся:
- вертикальная коммуникация (коммуникация руководитель - подчиненный; руководитель – группа)
- горизонтальная коммуникация (между различными подразделениями)
3) Неформальные коммуникации (слухи). Один из самых быстрых способов распространения информации. Используется руководителем для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам. Определению «узких» мест в руководстве организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:
- изменения в структуре организации;
- предполагаемые меры по ужесточению контроля;
- грядущие повышения или понижения;
- информация о личных пристрастиях руководителей.
Барьеры коммуникаций
В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название «барьеры межличностных коммуникаций».
К ним относятся:
- барьеры восприятия
- семантические барьеры
- невербальные барьеры
- барьеры, возникающие при плохом слушании
- барьеры, возникающие при некачественной обратной связи
Барьеры восприятия.
Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательное внимание, искажение. Возникают, так называемые барьеры восприятия:
- первое впечатление
- предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка)
- стереотипы
- эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник.
Контрольные вопросы:
1) Какова роль коммуникаций в системах управления организациями?
2) Какие проблемы возникают при межличностных обменах информацией?
3) Каково значение неформальных коммуникаций?