Перечень услуг зависит от входящего потока требований на СТО, который характеризуется частотой спроса на выполнение тех или иных видов работ и трудоемкостью их выполнения.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что поток требований (заездов автомобилей) в зависимости от трудоемкости заезда можно подразделить на четыре группы.
1-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировка приборов систем электрооборудования и питания и др.). Средняя удельная (на один автомобиле-заезд) трудоемкость заезда по данной группе - не более 2 чел.-ч, а их удельный вес в структуре заездов составляет около 60%.
2-ю группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, ТР приборов систем электрооборудования и питания, шиномонтажные работы, ТР тормозной системы и др.). Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел.-ч, а удельный вес в структуре заездов примерно 20%.
|
|
3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.-ч (мелкие и средние кузовные работы, подкраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в общем потоке заездов составляют порядка 13%.
4-я группа - это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы. Средняя удельная трудоемкость более 8 чел.-ч, а удельный вес 7% от общего числа заездов.
На СТО поток заездов включает в себя различные виды работ. При этом 85-90% заездов автомобилей выполняется в течение рабочего дня.
Особое место при разработке проектов СТО занимают работы по ремонту кузовов и окраске. Их доля в общем потоке автомобиле-заездов составляет 10-15%. При проработке вопроса организации этих видов работ необходимо учитывать что, например, без окрасочного участка организовать посты по ремонту кузовов не целесообразно. Стоимость окрасочно-сушильной камеры значительно превышает стоимость другого оборудования. Кроме того, для эффективного использования окрасочно-сушильной камеры необходимо иметь 2 - 4 поста подготовки к покраске.
Таким образом, стоимость оборудования участков ремонта кузовов и окраски автомобилей, стоимость площадей, необходимых для размещения соответствующих постов, а также потенциальный спрос клиентуры на данный вид услуг определяют целесообразность их организации на создаваемых средних и больших СТО, или в результате расширения действующих станций.
|
|
В КП, исходя из предварительной оценки проектируемой СТО (по числу рабочих постов) определяют тип станции обслуживания (малая, средняя, большая) и устанавливают перечень выполняемых услуг (работ).
Станции технического обслуживания в зависимости от числа рабочих постов и видов выполняемых услуг (работ) подразделяются на три основные группы: малые, средние, и большие.
Малые станции (до 5 постов) выполняют в основном следующие работы: уборочно-моечные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, подзаряд аккумуляторов, ремонт на базе замены деталей, продажу запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.
Средние станции (6-15 постов) выполняют те же работы, что и малые станции. Кроме того, на средних станциях проводится полное диагностирование технического состояния автомобиля и его агрегатов, ремонт приборов системы питания, ремонт электрооборудования, медницкие, сварочные, кузовные и окрасочные работы, замена агрегатов, а также возможна продажа автомобилей.
Большие станции (более 15 постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта, также как и средние станции в полном объеме. На больших станциях могут быть участки для проведения капитального ремонта узлов и агрегатов, а также осуществляется продажа и предпродажная подготовка автомобилей.
Однако, такое распределение работ на СТО достаточно условное, т.к. перечень выполняемых услуг зависит не только от размеров станции, но и других факторов (спроса на различные услуги, финансовых вложений и т.д.).
В отдельных случаях в зависимости от конкретных условий и задания на проектирование сочетание услуг может быть различным.
Например, на малых СТО могут выполняться кузовные и окрасочные работы, осуществляться продажа и предпродажная подготовка автомобилей, гарантийное ТО и ТР и т.д.
Для нашего примера на основе предварительного анализа можно предположить, что проектируемая СТО относится к средним станциям, но выполнение кузовных и окрасочных работ на первом этапе не предусматривается, так как требует больших затрат.
Учитывая имеющийся опыт, и средние размеры проектируемой СТО предполагается, что на станции будут выполняться следующие виды услуг (работ):
- уборочно-моечные работы;
- регламентные работы по (видам ТО);
- смазочно-заправочные;
- регулировка фар;
- регулировка углов установки колес;
- балансировка колес;
- определение тягово-скоростных показателей;
- регулировка и ремонт топливной аппаратуры двигателей;
- электротехнические работы на автомобиле;
- замена узлов и деталей;
- ремонт передней и задней подвески, рулевого управления;
- регулировка и ремонт тормозной системы;
- ремонт двигателей и др. агрегатов, узлов и деталей.