№ | Разделы (модуль) | Текущий контроль | Итоговый контроль | Всего |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | История в системе социально-гуманитарных наук; Особенности становления государственности в России и мире; Русские земли в XIII – XV вв. и Европейское Средневековье; Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации; Россия и мир в XVIII – XIX вв. попытки модернизации и промышленный переворот; Россия и мир в XXвеке; Россия и мир в XXI веке | 0% 40% 40% 40% 40% 40% 40% | 100% 60% 60% 60% 60% 60% 60% | 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% |
5.2 Типовые контрольные задания к разделу 1 «История в системе социально-гуманитарных наук»
Тестирование
Задание 1. Установить соответствие между функцией исторического знания и ее соответствие определению:
а) познавательная;
б) прогностическая
Варианты ответов:
|
|
А - предвидение будущего
Б – выявление закономерностей исторического развития;
Задание 2. Установление соответствий между методом исторического познания и его определением.
а) сравнительный;
б) типологический.
Варианты ответов:
А – классификация исторических явлений, событий, объектов;
Б – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени.
Задание 3. Учение о способах исследования, освещение исторических фактов научного познания называется:
а) историография;
б) субъективизм;
в) методология;
г) рационализм.
Задание 4. Установите соответствие исторических источников:
а) письменные;
б) вещественные;
в) аудиовизуальные;
г) научно-технические;
д) изобразительные
Варианты ответов:
А – законы Хамураппи, летопись Нестора «Откуда есть и пошла земля Русская»;
Б – Славянско-русские летописи XI – XIV вв.
В – египетские пирамиды, храм Артемиды Эфесской в Малой Азии;
Г – древнерусские иконы;
Д – кино-, фото- и фоноиндустрия.
Типовые контрольные задания к разделу 2 «Особенности становления государственности в России и мире»
1. Выполнить реферат:
- Теории происхождения государства;
- Крещение Руси и его влияние на развитие русского общества.
2. Сравните развитие древнейших цивилизаций (Древнего Востока и античные цивилизации – Древняя Греция и Древний Рим)
Вопросы | Цивилизация Древнего Востока | Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим) |
1. Время возникновения 2. Экономическое развитие 3. Политическое развитие 4. Культурное развитие |
3. Заполнить контурную карту «Древнейшие цивилизации».
|
|
Заполнить таблицу «Восточные славяне в древности»
Восточнославянские племена | Расселение и политические центры | Основные занятия |
1. Поляне 2. Древляне 3. Дреговичи 4. Радимичи 5. Вятичи 6. Бутане 7. Волыняне 8. Белые хорваты 9. Русы 10. Думбы 11. Тиверцы 12. Словене 13. Ильмене 14. Кривичи |
Нанесите военно-политические союзы на контурные карты
Заполнив таблицу, запишите выводы по вопросам:
1. Общественный строй военно-политических союзов;
2. Древнерусская народность;
3. Древнерусская народность является автономным населением или пришлым?
4. Причины возникновения княжеской власти и ее функции.
4. Заполните таблицу «Особенности феодализма Западной Европы и Древней Руси».
Вопросы | Западня Европа | Древняя Русь |
1. Политическое развитие 2. Социальный состав общества 3. Экономическое развитие |
Типовые контрольные задания к разделу 3 «Русские земли в XIII – XVв.в. и Европейское средневековье»
1.Тестирование
Задание 1. Кому принадлежит введение термина средневековье:
а) историкам античности
б) итальянским гуманистам
в) историкам Византии
Задание 2. Что означает «рента»?
а) феодальные повинности
б) работа на земле феодала
в) крепостная зависимость
Задание 3. Феодальный способ производства в Англии называли - манор, во Франции – сеньории, в России – вотчина. Что значил в средневековье этот способ производства:
а) выполнение повинности на земле феодала
б) земля за службу и на время службу
в) земельное владение, передаваемое по наследству.
Задание 4. Богословские споры эпохи средневековья получили название:
а)догматизм;
б)схоластика;
в) рационализм.
Что означали эти споры?
Задание 5. Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были:
а)деятельность князей, королей;
б) вытеснение натурального хозяйства товарно – денежным хозяйством;
в) развитие экономических связей между разными частями страны;
г) рост городов и городского населения.
Задание 6. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношение Руси с Ордой и его определение:
1) ярлык;
2) выход
Варианты ответов:
а) ханская грамота, давшая право на великое княжение;
б) ежегодная плата русичей Орде.
Задание7. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны даты:
1) 1223г; 1380г;
2) 1015г; 1480г;
3) 1147г; 1327г;
4) 980г; 1237г.
Задание 8. В правление Ивана III произошло(ел):
1) пресечение династии Рюриковичей;
2) созыв Земского собора;
3) введение «правил Юрьева дня»
4) создание стрелецкого войска.
2. Темы рефератов:
- Образование Монгольской державы
- Василий – князь Александр Ярославович Невский
- Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока.
3. Вопросы для собеседования:
а) Почему Чингисхан был признан «Человеком второго тысячелетия»;
б) Какое влияние оказал монгольский натиск на судьбу Евразии;
в) Что помогло русской цивилизации выжить в условиях монгольского ига.
4. Как вы понимаете слова А.И.Герцена: «Москва спасла русские земли, задушив в них все живое»?
5. Почему Ивана III при жизни называли Великим?
Типовые контрольные задания к разделу 4 «Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации»
1. Тестирование
Задание 1. Историки по-разному датируют начало Нового времени. С какими событиями связаны эти даты:
a) 1640-1688гг.
b) 1492г.
Задание 2. Что означает понятие мануфактура?
a) Это фабрика;
b) Это ремесленное производство;
c) Это ручное производство с разделением труда.
Задание 3. Что означает Рененсас?
а) мощный духовный процесс;
б) возрождение античности;
в) возвращение гуманизма.
Задание 4. Какую роль сыграли Великие географические открытия в развитии капиталистических отношений:
|
|
а) способствовали формированию первоначального капитала;
б) способствовали формированию единого мирового хозяйства;
в) развитие плантационного хозяйства.
г) уничтожение других цивилизаций.
Задание 5. Что означала Реформация?
а) идеология буржуазного класса;
б) движение за социальное переустройство общества;
в) движение за реформу католической церкви.
2. Заполните таблицу «Различие между католичеством, православием протестантизмом»
Вопросы | Католичество | Православие | Протестантизм |
1. Организации 2. Богословские вопросы 3. Душа после смерти 4. В области культа 5. Для священников 6. Особенности системы ценностей |
Сделайте вывод по таблице о социальных, экономических и политических последствиях Реформации.
3. Вопросы для собеседования на семинаре – коллоквиуме:
а) Можно ли говорить о Возрождении, географических открытиях и Реформации применительно к России?
б) В чем сходство и различие в становлении сущности и последствиях абсолютной монархии.
в) Какие задачи решалисьв ходе первых революций в Европе. Имелись ли аналогичные проблемы в России?
4.Составьте таблицу «Три этапа «Смутного времени» в России. Ответьте на вопрос: «Почему события «Смуты» называют гражданской войной?
5.Эссе «Минин и Пожарский в истории России».
Типовые контрольные задания к разделу 5 «Россия и мир в XVIII – XIX вв.»
1. Тестирование
Задание 1. Почему XVIII век вошел в историю как век просвещения?
a) Увеличение числа школ, университетов;
b) Большое количество научных открытий;
c) Изучение окружающего мира с позицией разума, рационального подхода.
Задание 2. Какие страны были лидерами в формировании колониальной системы?
a) США;
b) Германия;
c) Испания;
d) Португалия.
Задания 3. Назовите источники первоначального накопления капитала:
a) Колониальные грабежи;
b) Разрушение древних цивилизаций;
c) Вывоз капитала из стран Европы;
d) Вывоз товара в колонии.
Задание 4. Что означала модернизация Европы в XVIIIв.
а) в экономической сфере;
б) в политической сфере;
в) в культурной сфере;
|
|
г) в социальной сфере.
Найдите соответствие:
1. Освобождение общества из-под влияния церкви;
2. Формирование новых классов буржуазии и пролетариата;
3. Появление конституционной монархии и республики;
4. Промышленный переворот.
Задание 5. Двумя мероприятиями Петра I, направленными на «европиназацию» явились:
а) освобождения дворянства от обязательной службы;
б) создание регулярной армии
в) введение общерусского свода законов – судебника;
г) упразднение патриаршества и создание синода.
Задание 6. Политика «просвещенного абсолютизма» относится к эпохе правления:
Варианты ответов:
a) Елизаветы Петровны;
b) Павла I;
c)Петра I;
d) Екатерины II.
2. Составьте таблицу «Реформы Петра I и Екатерины II в России»
Реформы XVIII в. В России | ||
Реформы | Петр Великий (1682 – 1725 г.г.) | Екатерина Великая (1762 – 1796 г.г.) |
1.Экономические 2.Политические 3.Социальные 4.Военные 5.В сфере культуры |
3. Используя составленную таблицу, докажите или опровергните мысль о том, что Екатерина Великая в реформах была преемницей Петра Великого.
Составьте таблицу «Великие реформы 60-70х годов XIX в, в России.
Реформы 60 – 70х | Содержание реформ | |
1. Манифест 19 февраля 1861 г. Об отмене крепостного права: а) о личной свободе; б) порядок получения земли выкупами, сделками; в) о крестьянском самоуправлении. 2. Земская реформа. 3. Городская реформа. 4. Судебная реформа. 5. Военная реформа. 6. Реформа образования. 7. Реформа печати. | Буржуазные черты | Феодальные черты |
На основании выполненной таблицы, запишите объяснение, почему в результате реформирования к началу XXвека перед Россией встала проблема выбора между продолжением реформ или стране грозили революции.
Типовые контрольные задания к разделу 6 «Россия и мир в XX вв.»
1. Тестирование
1.Военно-политические блоки, сложившиеся на рубеже XIX – XX в.в.
a) Турция, Франция, Германия;
b) Великобритания, Австро-Венгрия, Россия;
c) Германия, Австро-Венгрия, Италия;
d) Россия, Франция, Великобритания.
2. Курс С.Ю. Витте на формирование индустриализации предусматривал:
a) Снижение косвенных налогов;
b) Переселение крестьян на Урал;
c) Винную монополию;
d) Получение зоны «отчуждения».
3. В какой стране пересекались интересы Германии, Великобритании, США, России на рубеже XIX – XX в.в.:
a) В Японии;
b) В Китае;
c) В Индонезии.
4. Как назывлись монополистические объединения в России для совместного сбыта продукции:
a) Тресты;
b) Картели;
c) Синдикаты
5.Какое событие углубило все противоречия в России и привело к революции 1905 – 1907гг.
a) Мировой экономический кризис;
b) Стачки рабочих в 1901 – 1903гг.
c) Русско-японская война 1904 – 1905гг.
6.Главный вопрос в первой революции в России:
a) Финансовый;
b) Социальный;
c) Рабочий;
d) Аграрный.
7. После какого события буржуазной революции в России (1905-1907гг) была открыта I Государственная Дума:
a) После Манифеста 17 октября;
b) После вооруженного восстания в Москве;
c) После вооруженного восстания на броненосце «Потехин».
8.Укажите правильную хронологию Первой мировой войны:
a) Сражение на Марне;
b) Германия объявила войну России;
c) Вступление в войну Турции;
d) Русская армия захватила Львов;
e) Германии войну объявили США;
f) Брусиловский прорыв.
9.Какие империи распались после окончания Первой мировой войны:
a) Британская;
b) Австро-Венгерская;
c) Российская.
10.Причиной начала широкомасштабной гражданской войны в Советской России не являлся:
a) Интервенция стран Атланты;
b) Стремление свергнутых классов вернуть собственность и власть;
c) Разгон Учредительного собрания;
d) Введение продовольственной диктатуры.
11. В состав СССР в 1941 году входило…. республик:
a) 20;
b) 14;
c) 17;
d) 16.
12. После мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг. державы вынуждены были искать альтернативные пути выхода из кризиса:
a) «новый курс»;
b) Фашизм;
c) Милитаризация.
(Установите соответствие со странами: Италия, Германия, США, Япония)
13. Какую политику проводили страны Западной Европы накануне Второй мировой войны:
a) Коллективной безопасности;
b) «новый курс»;
c) Умиротворения агрессора.
14.Где проходили англо- франко- советские переговоры:
a) В Лондоне;
b) В Праге;
c) В Москве.
15.Перечислите основные события каждого периода Великой Отечественной войны:
a) I период: 22 июня 1941 – ноябрь 1942г.;
b) II период: 19-20 ноября 1942 – декабрь 1943г.;
c) III период: январь 1944 – 9 мая 1945г.
16.Холодная война - это:
a) Это прямое военное столкновение стран;
b) Гонка вооружений;
c) Противостояние военнополитических блоков;
d) Противоборство разведок и спецслужб.
17.После окончания Второй мировой войны образовались международные организации. Напишите их полное название:
a) ООН;
b) МВФ;
c) МБРР;
d) НАТО;
e) ВД;
f) СЭВ,
18. Укажите соответствие даты и события:
a) 1956г.;
b) 1961г.
a) Полет первого космонавта;
b) XX съезд КПСС.
2. Темы рефератов:
- Всероссийское Учредительное собрание и демократические альтернативы;
- Культурное строительство в СССР в 20-30е годы. Достижения и противоречия.
- Создание Ялтинско-Потсдамской системы после окончания II мировой войны;
- Достижение военно-стратегического паритета.
3.Вопросы для коллоквиума и написания эссе(на выбор):
- Почему произошел распад колониальной системы?
- Каковы главные тенденции в развитии капиталистической системы во II половину XXв.
- СССР как сверхдержава в послевоенный период: есть ли основания гордиться страной?
- Каковы главные тенденции развития постсоветской России?
Типовые контрольные задания к разделу 7 «Россия и мир в XXI вв.»
Задание 1. Определите понятия:
a) Глобализация;
b) Геополитика;
c) Многополярный мир;
d) Однополярный мир.
Задание 2. Эссе: «Современные проблемы человечества и роль России в их решении».
Задание 3. Историческая задача: Какова задача России: догонять Европу, Запад или оставаться собой, идти своими путями.