Тема 1.Бюджетная система и политика
План лекции
1. Бюджетная система
2.Понятие и цель бюджетной политики
3. Задачи бюджетной политики
Понятие и цель бюджетной политики.
Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием республиканского бюджета и бюджетов территориально административных единиц (местных бюджетов).
С учетом приоритетов развития на средне и долгосрочный период целью бюджетной политики станет обеспечение сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития.
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
В математическом виде сбалансированность бюджета можно отобразить в виде равенства:
G=T, где G- государственные расходы, и Т – государственные доходы.
Обеспечение сбалансированности бюджета означает, что государство должно планировать расходы на уровне ожидаемых доходов.
|
|
На практике, это равенство, как правило, не достигается, и зачастую государства выбирают политику, в которой текущие уровни поступлений государственных доходов не обеспечивают запланированные объемы расходов.
В таких случаях, образуется бюджетный дефицит, который финансируется за счет заимствования средств (займы, внутренние и внешние).
В таком случае, вышеуказанное уравнение трансформируется в следующее уравнение:
G=T+D, где D – бюджетный дефицит.
Обеспечение социально-экономического развития - это процесс повышения уровня жизни населения. Это увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями.
Основные социально-экономические показатели.
Январь-июль 2017г. | Июль 2017г. | Январь-июль 2017г.к январю-июлю 2016г., в % | Июль 2017г. к июлю 2016г., в % | Июль 2017г. к июню 2017г., в % | |
Социальные показатели | |||||
Численность населения на конец периода, тыс. человек | 18 054,0 | 18 054,0 | 101,3 | 101,3 | 100,1 |
Число родившихся, человек | 222 821 | 33 572 | 93,5 | 92,5 | 99,1 |
Число умерших, человек | 77 325 | 10 628 | 99,6 | 101,5 | 96,3 |
Число иммигрантов, человек | 9 711 | 1 048 | 139,1 | 133,7 | 71,8 |
Число эмигрантов, человек | 19 407 | 4 344 | 102,3 | 105,4 | 106,3 |
Число зарегистрированных случаев заболеваний туберкулезом органов дыхания, человек | 5 085 | 99,4 | 90,8 | 101,0 | |
Число выявленных носителей ВИЧ-инфекции, человек | 1 685 | 105,1 | 102,0 | 112,2 | |
Число зарегистрированных уголовных правонарушений, случаев | 195 520 | 26 910 | 81,9 | 86,7 | |
Уровень преступности, (уголовных правонарушений на 10 000 населения) | - | 80,9 | - | - | |
Уровень жизни | |||||
Среднедушевой номинальный денежный доход (оценка), тенге | 529 148 | 77 272 | 104,0 | 103,5 | 101,8 |
Реальный денежный доход (оценка), % | - | - | 96,6 | 96,6 | 101,7 |
Величина прожиточного минимума, тенге | - | 24 447 | - | 110,4 | 97,3 |
Рынок труда и оплата труда | |||||
Численность безработных, тыс. человек (оценка) | - | 437,0 | - | 98,0 | 99,5 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек | - | 96,4 | - | 139,5 | 102,2 |
Уровень безработицы, % (оценка) | - | 4,9 | - | - | - |
Доля зарегистрированных безработных, % | - | 1,1 | - | - | - |
Уровень скрытой безработицы, % (оценка, II кв. 2017г.) | - | 0,3 | - | - | - |
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, тенге (предварительная оценка)1) | 141 951 | 149 032 | 102,4 | 105,4 | 93,7 |
Индекс реальной заработной платы, % (предварительная оценка)1) | - | - | - | 98,4 | 93,6 |
Цены | |||||
Индекс потребительских цен, % | - | - | 107,6 | 107,1 | 100,1 |
Индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции, % | - | - | 118,2 | 104,8 | 99,5 |
Индекс цен производителей продукции сельского хозяйства, % | - | - | 105,4 | 103,5 | 99,4 |
Индекс цен в строительстве, % | - | - | 104,4 | 104,1 | 100,3 |
Индекс цен оптовых продаж, % | - | - | 107,0 | 105,3 | 100,2 |
Индекс тарифов на перевозку грузов всеми видами транспорта, % | - | - | 104,2 | 104,6 | 101,0 |
Индекс тарифов на услуги почтовые и курьерские для юридических лиц, % | - | - | 108,1 | 107,7 | 100,0 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц, % | - | - | 103,9 | 103,4 | 99,9 |
Индекс цен экспортных поставок продукции, %2) | - | - | 112,9 | 98,4 | 99,5 |
Индекс цен импортных поступлений продукции, %2) | - | - | 108,9 | 106,4 | 100,2 |
Национальная экономика | |||||
Краткосрочный экономический индикатор, млрд. тенге (рассчитывается по реальному темпу роста шести отраслей - сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт, связь) | 26 087,1 | 4 114,0 | 105,5 | 104,3 | 100,4 |
Валовой внутренний продукт, млрд. тенге (предварительные данные, январь-июнь 2017г.) | 20 935,8 | - | 104,2 | - | - |
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге | 4 049,9 | 766,2 | 103,2 | 110,3 | 99,6 |
Торговля | |||||
Розничная торговля по всем каналам реализации, млрд. тенге | 4 674,2 | 787,1 | 106,4 | 109,2 | 104,5 |
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США | 42 901,4 | 6 191,6 | 129,2 | 122,1 | 92,2 |
Экспорт товаров, млн. долларов США | 26 939,1 | 3 786,2 | 135,3 | 119,7 | 91,8 |
Импорт товаров, млн. долларов США | 15 962,3 | 2 405,4 | 120,1 | 126,0 | 92,7 |
Реальный сектор экономики | |||||
Объем промышленной продукции (товаров, услуг), млрд. тенге | 12 344,3 | 1 719,6 | 107,7 | 107,4 | 95,3 |
Объем валового выпуска продукции (услуг) сельского хозяйства, млрд. тенге | 1 180,2 | 292,7 | 102,7 | 101,7 | 127,8 |
Объем строительных работ, млрд. тенге | 1 498,7 | 345,6 | 100,7 | 86,9 | 99,3 |
Перевозки грузов всеми видами транспорта, млн. тонн | 2 072,5 | 343,8 | 103,6 | 105,9 | 102,8 |
Грузооборот всех видов транспорта, млрд. ткм | 305,0 | 47,7 | 107,6 | 111,4 | 105,0 |
Объем услуг почтовой и курьерской деятельности, млрд. тенге | 17,4 | 2,5 | 111,1 | 107,5 | 98,2 |
Объем услуг связи, млрд. тенге | 397,4 | 58,9 | 102,7 | 103,6 | 102,4 |
Индекс предпринимательской уверенности в промышленности (IІ кв. 2017г.) | - | - | - | +11 | - |
Индекс предпринимательской уверенности в торговле (IІ кв. 2017г.) | - | - | - | -1 | - |
Индекс предпринимательской уверенности в строительстве (IІ кв. 2017г.) | - | - | - | +1 | - |
Финансовая система | |||||
Денежная масса М3, млрд. тенге | - | 19 509,3 | - | 100,1 | 99,1 |
Наличные деньги в обращении, млрд. тенге | - | 1 869,0 | - | 117,3 | 102,1 |
Депозиты в депозитных организациях, на конец периода, млрд. тенге (без учета счетов нерезидентов) | - | 17 640,2 | - | 98,6 | 98,8 |
депозиты физических лиц, на конец периода, млрд. тенге (без учета счетов нерезидентов) | - | 7 940,7 | - | 108,2 | 101,8 |
Кредиты БВУ экономики и населения, млрд. тенге | - | 12 791,9 | - | 100,4 | 100,7 |
Долгосрочные кредитные вложения БВУ, млрд. тенге | - | 10 766,2 | - | 102,2 | 100,8 |
Рентабельность (убыточность) предприятий и организаций, % (I кв. 2017г.) | 27,5 | - | - | - | - |
Дебиторская задолженность предприятий и организаций, млрд. тенге (на 1 апреля 2017г.) | 9 000,6 | - | 130,5 | - | - |
Задолженность по обязательствам предприятий и организаций, млрд. тенге (на 1 апреля 2017г.) | 42 522,7 | - | 111,5 | - | - |
|
|
|
|
На примере вышеуказанных показателей обеспечение социально-экономического развития – это улучшение значений вышеуказанных показателей.
Например, о повышении уровня жизни может свидетельствовать рост таких показателей, как увеличение прожиточного минимума, рост реальных доходов населения, о положительных тенденциях в реальном секторе экономики – рост показателей объема промышленной продукции, объема ВВП, объема строительных работ и т.д., о положительных тенденциях на рынке труда – снижение уровня безработицы.
Для обеспечения роста вышеуказанных показателей, а значит обеспечения социально-экономического развития необходимо проведение соответствующих стимулирующих мероприятий, которые требуют значительных финансовых вливаний.
Например, снижение уровня безработицы – предполагает открытие новых рабочих мест, что подразумевает собой увеличений инвестиций государства. В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы предусмотрена реализация 400 проектов с созданием более 70 тыс. рабочих мест в обрабатывающем секторе. Для реализации этой и других задач Госпрограммы необходимо инвестиций на 5 лет на сумму порядка 4,5 трлн. тенге, из них из бюджетное финансирование – 0,9 трлн. тенге, это приблизительно 10% от всего объема расходов республиканского бюджета на 2017 год.
Таким образом, получается бюджетная политика должна обеспечить экономное расходование средств (в целях обеспечения сбалансированности) и в то же время расходовать больше, стимулировать экономическое развитие (через стимулирование спроса и предложения).