На протяжении эксперимента.
Вид нагрузки | Количество повторений или время выполнения на каждой неделе тренировок | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
Сверхглубокие (тройные) вдохи и выдохи (повторения) | 2 * 3 | 2 * 4 | 2 * 5 | 2 * 6 | 2 * 7 | 2 * 8 |
Частое и глубокое дыхание (сек) | 2 * 5 | 2 * 5 | 2 * 10 | 2 * 10 | 2 * 15 | 2 * 15 |
Сдувание легкого предмета (см) | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 |
Интервалы степ-нагрузки с резистивным сопротивлением (в % от общ. врем. тренировки) |
Физиолого-педагогический эксперимент
Для выяснения эффективности разработанной методики совершенствования функциональной мощности организма спортсменов-акробатов, был организован физиолого-педагогический эксперимент, с участием представителей данной спортивной специализации в количестве 16 человек в возрасте 11-12 лет одинакового уровня физического развития и подготовленности. В состав контрольной и экспериментальной групп входило по 8 человек.
На первом этапе эксперимента все его участники обследовались по единой программе, которая предусматривала определение параметров морфофункционального статуса, показателей мощности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, аэробной и анаэробной производительности, а также величины общей физической работоспособности.
|
|
На втором этапе спортсмены экспериментальной группы, в отличие от контрольной, тренировались по разработанной программе, включающей использование дополнительных эргогенических средств (дыхательные упражнения и упражнения из дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, интервальная резистивно-респираторная тренировка), под руководством одного тренера в течение 6-ти недель предсоревновательного мезоцикла подготовки.
По окончании эксперимента участники двух групп были обследованы по единой программе аналогично первому этапу исследования.
Влияние экспериментальной программы тренировок с использованием эргогенических средств на показатели функциональной мощности спортсменов-акробатов
Результаты заключительного этапа эксперимента представлены в таблице ниже.
Таблица 15
Изменение показателей мощности дыхательной системы
спортсменов-акробатов в результате экспериментальной тренировки (Х±m)
Показатели | Экспериментальная группа (n=8) | Контрольная группа (n=8) | ||||
В начале экспери- мента | В конце экспери-мента | % | В начале экспери-мента | В конце экспери-мента | % | |
ЖЕЛ, л | 2,5± 0,1 | 2,6±0,2* | 3,8 | 2,5±0,1 | 2,5±0,1* | |
ЖЕЛ/вес., мл/кг | 74,2±5,0 | 73,3±4,6* | -1,2 | 78,9±4,0 | 78,0±4,4* | -1,2 |
МВЛ, л/мин | 63,4±3,2 | 70,6±3,6* | 11,3 | 63,3±4,3 | 63,4±3,2* | 0,2 |
МВЛ/вес, л/мин/кг | 1,9±0,1 | 2,0±0,1* | 6,8 | 2,0±0,1 | 1,9±0,1* | -4,7 |
СДМвд., мм рт.ст. | 104,4±1,8 | 116,3±3,3* | 11,4 | 100,6±6,0 | 104,0±6,2* | 3,4 |
СДМвыд., мм рт.ст. | 122,5±4,2 | 152,5±14,5* | 24,5 | 121,3±8,8 | 124,5±9,0* | 2,7 |
ЗДвд., с | 39,5±3,6 | 51,9±3,7* | 31,3 | 37,8±2,6 | 39,0±2,7* | 3,3 |
ЗДвыд., с | 18,5±3,4 | 21,4±4,1* | 15,5 | 19,0±2,3 | 18,7±3,4* | -1,6 |
Примечание: здесь и далее * - достоверность различий при p<0,05 (критерий знаков, Z).
|
|
Полученный фактический материал свидетельствует о том, что систематическая тренировка с использованием целенаправленных воздействий на дыхательную систему оказывает значительное положительное влияние, прежде всего на показатели силы и выносливости дыхательных мышц.
Так в экспериментальной группе отмечается достоверное увеличение силы инспираторной и экспираторной мускулатуры на 11,4% и 24,5% соответственно, а также существенное повышение гипоксической устойчивости в тестах с задержкой дыхания как на вдохе (на 31,3%, при P<0,05), так и на выдохе (на 15,5%, при P<0,05) (табл. 15).
Изменение объемных параметров внешнего дыхания отражается в приросте абсолютного и относительного показателей МВЛ (на 11,3% и 6,9%, при P<0,05), а также абсолютной величины ЖЕЛ (на 3,8%, при P<0,05).
В контрольной группе перечисленные показатели менялись разнонаправлено и незначительно.
Анализ показателей системы энергообеспечения спортсменов, использовавших в тренировке дополнительные эргогенические средства, показал положительную динамику аэробных возможностей организма (табл. 16).
Таблица 16