Виды и организация отбора

Спортивный отбор – это установление пригодности к спортивной деятельности на основе прогнозирования способностей отбираемого.

Первоначальный, предварительный отбор в группы подготовки может проводиться двумя путями: физкультурно-спортивная ориентация и спортивная селекция.

Физкультурно-спортивная ориентация состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных в тренировочные группы для подготовки в родственных видах спорта, где они могут добиться наибольшего успеха. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка по программам, дифференцируемым с учетом уровня здоровья и физической подготовленности.

Мы остановимся подробнее на спортивной селекции, которая решает более узкую: определение пригодности к занятиям одним определенным видом спорта (например, художественной гимнастикой) или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.

Различают два вида спортивной селекции: выбор и отсев. Выбор – выделение способных из числа детей не решавших вопроса о своем желании-нежелании заниматься спортом. При отсеве способных выбирают из числа желающих заниматься, а признанных неспособными отсеивают.

Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Выделяют три его этапа:

· Начальный (к начальной специализированной подготовке);

· Основной (к углубленным тренировкам в избранном виде спорта);

· Заключительный (к этапу совершенствования мастерства).

Объектом отбора являются способности. Способности складываются из двух компонентов:

1) полученные по наследству структурные и функциональные задатки, предпосылки к успеху в желаемом виде деятельности;

2) упражнения в этой деятельности, в процессе которых происходит реализация задатков, претворение их в способности.

Обеспечению эффективности системы отбора существенным образом способствует использование при ее построении следующих принципов:

· моделирование эталона идеального спортсмена (модель включает все параметры, на которых основывается специальная спортивная работоспособность);

· выбор в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена;

· снятие предварительной обученности;

· учет темпов биологического созревания.

Модель идеального спортсмена включает большое количество параметров, прогностическая значимость которых неравноценна. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на ранних его этапах те из них, которые обладают стабильностью, т.е. устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности (например, показатель длины тела). В противоположность им параметры нестабильные, подверженные средовым воздействиям (например, статическая сила) не следует использовать в качестве критериев на ранних его этапах, т.к. они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолетних тренировок.

Вследствие различий двигательного режима, предварительного упражнения-неупражнения, обследуемые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Предотвратить это возможно путем использования в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например КЧСМ – как показатель лабильности нервной системы), или путем проведения повторных обследований после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий.

Выявляемый при обследованиях уровень показателей – критериев отбора в любом возрасте (наиболее сильном – в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселеранты, ранее вступающие в период «пубертатного скачка», получаю временные преимущества по размерам тела и производительности основных физиологических систем организма (сравнительно с медиантами и ретардантами), которые затем убывают и сходят на нет к началу зрелого возраста. Поэтому значения критериев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того могут играть роль самостоятельного критерия отбора. Так для сложнокоординационных видов спорта, тренировка в которых связана с высокомощностным антигравитационным перемещением массы собственного тела, больше подходят дети с ретардированным типом физического развития. Меньшие показатели тотальных размеров тела дают им преимущества в развитии относительных проявлений мышечной силы.

Технология составления системы отбора можно представить в виде последовательности следующих действий:

1. Разработка или подбор модели спортсмена – перспективной или этапной;

2. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза (оперативный – на 1-2 мес., краткосрочный – от 2 до 12 мес., среднесрочный – от 1 года до 4 лет, долгосрочный – от 4 до 8 лет);

3. Выбор критериев для данного этапа;

4. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной);

5. Установление величины необходимых прибавок по ведущим критериям;

6. Принятие решение о спортивной пригодности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: