Морально – психологический климат – устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражается настроение людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовным ценностям, к целям развития группы.
Процесс формирования морально – психологического климата рабочего коллектива можно разделить на две стадии.
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура:
- работники общаются в соответствии с должностями поведенческими стереотипами,
- присматриваются друг к другу,
- подлинные чувства чаще всего скрываются,
- цели и методы работы совместно не обсуждаются,
- коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются уже более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимодействия внутри рабочей группы.
|
|
Наиболее важными факторами воздействия, определяющими уровень психологического климата рабочего коллектива, являются:
- индивидуальные особенности членов коллектива (структура личности), любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни трудового коллектива, и морально – психологический климат. Люди оказывают как положительное или отрицательное воздействие на окружающих в зависимости от их социально – и индивидуально-психологических свойств. К социально – психологическим свойствам личности относится:
- принципиальность;
- ответственность;
- активность в межличностных и межгрупповых отношениях;
- дисциплинированность;
- общительность;
- культура поведения;
- тактичность.
- межличностные отношения внутри коллектива Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Несомненно, важную роль в формировании климата коллектива играют взаимоотношения его участников. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Выделяются важные показатели, которые способствуют созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе:
- психологическая совместивость – особенности личности, психомоторные, эмоционально-волевые, различия восприятия, внимания и мышления;
- сплоченность коллектива – упорядочность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельььности группы;
|
|
- сработанность – показывает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной удовлетворяемости совместной работой и высокого взаимодействия;
- организованность коллектива – способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива.
Личность руководителя и стиль руководства
Авторитет
Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последует желаемые действия.Но в жизни так бывает не всегда.Даже приболее или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определеннык усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.
Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменение в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею, и т.д. Руководитель имеет возможность влиять на других людей потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, потому что является лидером.
Лидер – человек, способный воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу. (Неформальный лидер – человек, способный влиять на людей и управлять ими).
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы направляя их усилия на достижения целей организации.
Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется руководителем наделенным властью.
Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.
Руководство – социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.
Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется руководителем наделенным властью.