Морально – психологический климат

Морально – психологический климат – устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражается настроение людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовным ценностям, к целям развития группы.

Процесс формирования морально – психологического климата рабочего коллектива можно разделить на две стадии.

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура:

- работники общаются в соответствии с должностями поведенческими стереотипами,

- присматриваются друг к другу,

- подлинные чувства чаще всего скрываются,

- цели и методы работы совместно не обсуждаются,

- коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются уже более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимодействия внутри рабочей группы.

Наиболее важными факторами воздействия, определяющими уровень психологического климата рабочего коллектива, являются:

- индивидуальные особенности членов коллектива (структура личности), любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни трудового коллектива, и морально – психологический климат. Люди оказывают как положительное или отрицательное воздействие на окружающих в зависимости от их социально – и индивидуально-психологических свойств. К социально – психологическим свойствам личности относится:

- принципиальность;

- ответственность;

- активность в межличностных и межгрупповых отношениях;

- дисциплинированность;

- общительность;

- культура поведения;

- тактичность.

- межличностные отношения внутри коллектива Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Несомненно, важную роль в формировании климата коллектива играют взаимоотношения его участников. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Выделяются важные показатели, которые способствуют созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе:

- психологическая совместивость – особенности личности, психомоторные, эмоционально-волевые, различия восприятия, внимания и мышления;

- сплоченность коллектива – упорядочность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельььности группы;

- сработанность – показывает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной удовлетворяемости совместной работой и высокого взаимодействия;

- организованность коллектива – способность коллектива к самостоятельному принятию и реализации решений, направленных на достижение коллективных целей и защиту интересов коллектива.

 

Личность руководителя и стиль руководства

Авторитет

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последует желаемые действия.Но в жизни так бывает не всегда.Даже приболее или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определеннык усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

Влияние – это поведение одного лица, которое вносит изменение в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею, и т.д. Руководитель имеет возможность влиять на других людей потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, потому что является лидером.

Лидер – человек, способный воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу. (Неформальный лидер – человек, способный влиять на людей и управлять ими).

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы направляя их усилия на достижения целей организации.

Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется руководителем наделенным властью.

Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.

Руководство – социальной организации и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.

Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется руководителем наделенным властью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: