1. Раскройте понятия «культура» и «общение».
2. Раскройте понятие «коммуникативная культура личности».
3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-исполнительского мастерства личности.
4. Проведите сравнительный анализ понятий: «коммуникативная культу-
ра личности», «коммуникативная компетентность», «коммуникатив-
ный потенциал».
5. Представьте в виде структурно-логической схемы (модели) комму-
никативную культуру личности как систему ее качеств.
6. Подберите синонимы к словам: культура, уравновешенность, сочувствие, безучастный, упрямство.
7. Подберите антонимы к словам: этичный,замкнутость, грубость, тревожность, тактичность.
8. Определите свои положительные и отрицательные коммуникативные качества при выполнении упражнения: «Мой черно-белый коммуникативный портрет».
9. Определите специфику профессиональной коммуникативной культуры педагога.
10. Каковы структура и уровни коммуникативной культуры учителя как обобщенного показателя профессиональной компетентности?
|
|
11. Представьте в виде презентации блокипрофессиональных коммуникативных умений учителя.
12. Выполните задания в тестовой форме и проведите самотестирование по предложенным тестам (Глава 2.).
Раздел 3. Культура речевого общения
1. Перечислите основные этапы развития коммуникации в онтогенезе.
2. Сформулируйте свое понимание следующих изречений: Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал ( Саади).
Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее (В. Шекспир).
3. Проведите сравнительный анализ понятий: «речевое общение», «речевая деятельность», «речевое поведение».
4. Каковы виды и правила речевого общения?
5. Оформите в виде таблицы примерный перечень умений, обеспечивающих создание и восприятие высказываний.
6. Подберите синонимы к словам: заносчивый, галантный, корректность, находчивость.
7. Подберите антонимы к словам: учтивый, импульсивный, доброжелательный, грубый.
8. Перечислите правила эффективного слушания.
9. Составьте конспект-презентацию на тему «Технология активного слушания».
10. Каковы основные показатели культуры слушателя и собеседника?
11. Сформулируйте основные правила речевого этикета.
12. Дайте характеристику коммуникативным качествам педагогической речи.
13. Соотнесите перечисленные требования к личностным качествам профессионала с особенностями речевого поведениялогопеда: компетентность, сдержанность, вежливость, находчивость, целеустремленность, ориентация во времени, умение слушать собеседника, безукоризненная речь.
|
|
14. Каковы фонетические и лексико-фразеологические характеристики профессиональной речи логопедов?
15. Подготовьте доклад-презентацию по книге Бейлинсон Л.С.«Профессиональная речь логопеда».
16. Каковы особенности профессиональной речи логопеда?
17. Составьте свой текст для выступления в группе на тему, связанную с вашей будущей профессиональной сферой, с привлечением приемов, которые позволяют поддержать внимание аудитории на протяжении всей речи (вопросно-ответное единство, переход от монолога к диалогу, создание проблемной ситуации, опора на личный опыт, использование личных местоимений и глаголов в 1-ом и 2-ом лице, употребление обращений, риторические вопросы и восклицания и т.п.).
18. Выполните задания в тестовой форме и проведите самотестирование по предложенным тестам (Глава 3).