Каждый тип, темперамент имеет и положительные, и отрицательные стороны. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивая его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности.
Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные способности, укреплять уверенность в себе.
Таким образом, задача учителя заключается не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком переделывать один тип темперамента в другой, а том, чтобы содействовать, с одной стороны, развитию свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны – ослаблению тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Наиболее эффективно в этом отношении участие в видах деятельности, связанных с активными действиями и сильными эмоциональными переживаниями, например занятия подвижными играми и спортом, интересная самостоятельная работа на уроке, активное участие в различных кружках, соревнованиях и пр.
Воспитание темперамента в значительной степени связано с формированием волевых черт характера ребёнка, которые позволяют ему владеть собой. Вообще научить ребёнка владеть своим поведением, владеть самим собой, значит помочь ему в становлении личности, в формировании морально-волевых сторон характера.
«…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)
Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?
В чём его сущность? Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?
Эмоциональная культура учителя включает такое необходимое для него качество, как эмпатия.
Эмпатия – одно из важнейших свойств личности учителя, без которого невозможно полноценное общение с учениками, оптимальное решение стоящих перед ним педагогических задач.
Быть эмпатийным – это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким. Эмпатия предполагает не только понимание, но и помощь другому. Помочь же ему мы сможем только в том случае, если сопереживание и понимание будут уравновешенны и не приведут к эмоциональной идентификации (отождествлению) себя с другим.
В общении с ребёнком на первый план выдвигается эмпатийное слушание учителя. Оно предполагает соблюдение следующих правил:
· проявлять искреннюю, а не деланную заинтересованность;
· быть, а не казаться внимательным;
· эмоционально поддерживать репликами, мимикой, жестами;
· стремиться проникнуть во внутренний смысл слов;
· не перебивать, давать полностью выговориться.
Эмпатийное слушание – предпосылка адекватности речевого поведения, педагога, оперативности его профессиональных реакций, предупреждение возникновение коммуникативных барьеров.
Какие, на ваш взгляд, приёмы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности?