А. Альбомы, каталоги, монографии, мемуары

Искусство сценографии как средство развития ассоциативно-образного мышления бакалавров-дизайнеров

Цель: развивать ассоциативно-образного мышление студентов, способствовать обобщению и расширению знаний о футуризме и русском авангарде, расширение уровня восприятия и кругозора обучающихся в процессе работы над сценографией футуристической постановки.

Образно-ассоциативное мышление - мышление с помощью образов и ассоциаций.

Нет полноценной характеристики понятия

 

Развитие ассоциативно-образного мышления является сложной педагогической задачей. Для выпускников творческих вузов наличие данного типа мышления – это важнейшая из компетенций будущего профессионала. Необходимо подчеркнуть, что предрасположенность к ассоциативно-образному мышлению является врожденной. Вопрос заключается лишь в том, насколько эта способность развита, используется ли человеком на протяжении жизни и не утрачена ли с годами.

Можно выделить следующие существенные характеристики ассоциативно-образного мышления:

● большая скорость в сравнении с другими типами мышления, так как при поиске решения проблемы индивид прибегает не к последовательным логическим шагам, а оперирует образами и ассоциативными цепочками. Соответственно, за одно и то же время человек, идущий по ассоциативно-образному пути, может рассмотреть большее число вариантов решения задачи, чем если бы он пользовался логическими конструкциями;

● свойство устанавливать неожиданные связи между предметами и благодаря этому «…создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию “картину” мира объектов и явлений для анализа и обобщения» Иначе говоря, это оригинальное, нестереотипное мышление;

● важнейшая роль в творческом процессе, так как оно, во-первых, способно выявлять существенные, но глубоко скрытые свойства объектов, а во-вторых, моделирует не существующие в реальном мире образы, ситуации и может манипулировать ими;

● создание концептуальных моделей, так как оно не дробит имеющуюся информацию на фрагменты, а охватывает ее в целом и, что особенно важно, с учетом одновременно нескольких точек зрения.

скорость мышления при поиске решения проблемы по ассоциативно-образному пути

свойство устанавливать неожиданные связи между предметами

умения выявлять существенные свойства объектов

умения создавать концептуальные модели

Не вызывает сомнения, что образно-ассоциативное мышление должно быть хорошо развито у людей, занимающихся проектной деятельностью, в частности дизайном.Развитие образно-ассоциативного мышления в творческих вузах
должно осуществляться путем выполнения системы последовательных
практических заданий.

Возраст обучающихся: студенты 1 курса (18-19 лет)

Форма:

Коллективно-групповые занятия:

1)лекции,

2) семинары,

3) экскурсии,

Индивидуально-коллективные занятия:

1) проектная работа

2) мастер- классы

Концептуальная основа:

Подходы: личностно-ориентированный

проектный

деятельностный

Принцип: учет индивидуальных характеристик обучающихся;

Предметное содержание:

1. Фото- и видеоматериалы:

 

А. Видеозаписи

1) «Победа над Солнцем» / «VictoryovertheSun» (1983, реконструкция аутентичной постановки 1913г).

https://www.youtube.com/watch?v=iZ0bMBy3dCo

2) «Победа над Солнцем» театр Стаса Намина, Малевич, Крученых, Матюшин, Хлебников. (2013 г.)

https://www.youtube.com/watch?v=7EX7Z9I716U

3)«Футуристы. Домик на Песочной» (Futuristy.The house on Pesochnaya St.)

(муз.- М.Матюшин, А.Танонов. Сценарий Н. Нассонова,по мотивом пьесы Давида Бурлюка)

https://www.youtube.com/watch?v=qyhqihpU0yg

4)"Футуризм в Италии и России: общие черты, непреодолимые различия и специфика эволюции" Запись лекции в Еврейском музее и центре толерантности. Лектор: Лазарева Е.А.

https://www.youtube.com/watch?v=0rwfPbL1WrA

5) Запись перфоманса «Синестетическая симфония». Центр «Смена»

https://www.youtube.com/watch?v=ulEtWStDYWM

6) Запись мировой премьеры концерта "Прометей" 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга.

Световая партия выполнена по системе В. Афанасьева (http://afanasieff.ru), автор И. Полех, арт-программист Б. Бокатович.

https://www.youtube.com/watch?v=V4BG42JBa7g

7) Булат Галеев. Возникновение музыки из рисункаhttps://www.youtube.com/watch?v=9M_LKzywWo8

В. Репродукции картин:

1) В.В. Кандинский «Композиция №8»;

2) К. Малевич «Черный квадрат», эскизы декораций и костюмов к опере «Победа над Солнцем»;

3)Джакомо Балла "Динамизм собаки на поводке", 1912

4) УмбертоБоччони "States of Mind: Those Who Go", 1911

5) AntonGiulioBragaglia. Фотография

 

2. Литература:

 

А. Альбомы, каталоги, монографии, мемуары

 

1) Лившиц Бенедикт. Полутораглазый стрелец. — Л.: Издательство писателей, 1933.

 

2) Марков В. Ф. История русского футуризма / Перевод с английского В. Кучерявкина, Б. Останина. — СПб.: Алетейя, 2000.

 

 

3) Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма» / Государственный Русский музей; Авторы статей: Евгения Петрова и др.; Автор-составитель каталога: Елена Баснер и др.; Автор-составитель хроники Ольга Шихирева; Фотографы: Владимир Дорохов и др.. — СПб.: Б. и., 2000.

 

4) Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. — М.: Гилея, 2006

 

 

5) «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор

 

6) «Первый манифест футуризма» Маринетти Ф. Т.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: