Психодиагностика является сферой практической деятельности психолога только с одной стороны, а с другой – она выступает теоретической дисциплиной.
Практическая психодиагностика:
Психодиагностика как прикладная отрасль психологии включает:
· Умения психодиагноста контактировать с испытуемым, обследуемым.
· Технологии регистрации результатов обследования, составление заключений обследования и разработка вторичной интерпретации, которая предоставляет обратную связь клиенту
· Профессионально-этический кодекс
Основные сферы практического применения:
· профессиональный отбор, профобучение и профориентация.
· клиническая психология и психологическое консультирование.
· социальная психология.
· Судебная практика
· Образование (оптимизации процессов обучения и воспитания)
· Клинико-консультационная и психотерапевтическая работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приемов)
Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения диагнозов. Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики – методика или метод получения психологической информации, которая мб передана для использования коллегам.
|
|
Теоретическая психодиагностика включает три области знания:
· Предметную область психологии, изучающей соответствующее явление.
· Психометрику – науку об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных, а также технология конструирования методик.
· Практику использования психологического знания.
·
№4. Нормы профессиональной этики пользователей психодиагностического инструментария.
Цель:
· установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога
· оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний
· защитить психологов и практическую психологию от дискредитации
Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.
1. Принцип конфиденциальности - психолог обязан не допустить разглашения информации, полученной им о клиенте в процессе проведения консультирования, тренингов и других работ с клиентом.
2. Компетентности - для предоставления качественной и высококвалифицированной психологической помощи психологу необходимо постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.
|
|
3. Ответственности - психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет.
4. Благополучия клиента - при проведении различных психологических мероприятий вся работа и применяемые методики основываются на интересах клиента, на задаче достижения клиентом благополучия.
5. Информирования клиента о целях и результатах обследования - если в результате различных психологических мероприятий необходимо провести диагностическое обследование клиента, то психолог должен рассказать ему об этом, кратко описав цели и задачи такого обследования.
6. Осознанного согласия - психолог перед началом консультирования или других психологических мероприятий должен получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников языком.
7. Денежного вознаграждения - психолог производит психологические мероприятия только за денежное вознаграждение. Психолог воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощ.
8. Профессиональной кооперации - психолог не замыкается в своей деятельности, а сотрудничает с другими психологами, основываясь на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
9. Квалифицированной пропаганды психологии - Если психолог проводит пропаганду психологии людям, не имеющих психологического образования, то ему следует избегать информации о специальных диагностических методах.
Вопрос 5. Основные понятия психодиагностики: диагностика, диагностическая
категория, диагностический признак, психологическое тестирование,
психологический диагноз, психологический прогноз, интерпретация,
заключение.
Диагностика - разработка теорий, принципов и инструментов оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Диагностическая категория - это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике - класс людей), которые обладают сходными характеристиками, и на этом основании могут быть отнесены к одному классу.
Диагностический признак – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и регистрировать.
Психологическое тестирование - краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей.
Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности.
Психологический прогноз – это умение понять логику процесса развития и на основе прошлого и настоящего наметить путь развития.
Интерпретация- анализ психологом-консультантом совместно с клиентом его рассказа для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
Заключение - документ о результатах тестирования, подготовленный психологом.
№ 6.Основные принципы диагностической деятельности психолога
Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической деятельности практического психолога, работающего с детьми и подростками. К ним следует отнести:
1. Теоретико-методологическое позиционирование психолога.
2. Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы)
|
|
3. Представление о структурно-динамической целостности развития.
4. Необходимость учета логики и последовательности нормативного развития.
5. Терминологическая адекватность.
6. Приоритетность образовательных задач.
7. Этический принцип (принципы).
8. Принцип профессиональной компетентности.
Важно отметить, что все эти положения теснейшим образом связаны друг с другом, а зачастую и содержательно неразделимы.
Принцип единства методологии и диагностики (в дальнейшем и коррекции) непосредственно соприкасается с предыдущим и исходит из необходимости теснейшей связи между теоретическими позициями психолога, соответствующей им методологии и использованием конкретных диагностических средств, построенных на основе той же методологии.
Принцип «триединства» методологии, диагностики и коррекции дает нам возможность цельности и целостности, как в изучении развития ребенка, так и в оказании ему психологической помощи. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки особенностей сформированности познавательной, регуляторной или аффективно-эмоциональной сфер ребенка, то есть строится диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы.
Теснейшим образом связан с предыдущими принципами и принцип структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (психические функции и процессы, отдельные сферы) не изолированы, а проявляются целостно, системно. Он подразумевает, что все, что мы оцениваем и наблюдаем, базируется на единой структурно организованной динамической системе, которая столь же целостно реагирует на все внешние воздействия, преобразуя их посредством собственной внутренней активности, «энергетики?» ребенка.
Среди специалистов, работающих с детьми, с проблемами в развития, обучения и поведения, и на сегодняшний день существуют значительные расхождения в определении, что же стоит за термином проблемный ребенок, каковы его границы: где имеют место индивидуальные различия в пределах условно возрастной нормы, а где – собственно проблемы развития, выходящие за эти пределы. Дать четкие определения, раскрыть содержательное наполнение терминов и понятий – означает, приблизиться к пониманию сути и содержания диагностического компонента деятельности психолога.
|
|
Принцип приоритетности образовательных задач определяется статусом психолога в образовательном учреждении.
С этическими принципами тесно смыкается и принцип профессиональной компетентности специалиста. Профессиональной компетентность как этическая составляющая деятельности любого специалиста в настоящие время приобретает огромное значение. В условиях не всегда адекватной понимаемой демократизации психологии, когда в психологическую практику буквально хлынул поток самых разнообразных методик и технологий, чрезвычайно важно уметь осознавать круг своей компетентности, чтобы не превысить своих возможностей и не навредить, в первую очередь ребенку. Специалист, отдающий себе отчет в области своих возможностей, никогда не возьмется за несвойственное, недоступное ему дело, сможет сказать нет необоснованному запросу, откуда бы он не исходил.
№7. Понятие типологического психологического диагноза.
Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.
Виды психологического диагноза
Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).
Психологический диагноз как результат деятельности практического психолога представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.
Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.
В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.
Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.
Вопрос 8 Этапы психологического исследования, условия их проведения.
Психодиагностическая технология – технологическая последовательность выполнения психологического исследования.
Этапы психологического исследования:
1. Организационно-подготовительный этап.
Назначение - формулировка цели, задач (проблемы), объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия.
Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.
Цель - это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования.
Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.)
Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).
2. Этап разработки рабочей гипотезы.
Рабочая гипотеза - выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования.
3. Методический этап.
· В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария.
· Строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.
4. Экспериментальный этап предусматривает:
· сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
· проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
· подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться сог ласно принятым гипотетическим положениям.
5. Аналитический этап.
· Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования.
· обработка материала методами математической статистики.
· интерпретация полученных данных.
· выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.
Вопрос 9 Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по
получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностических данных.
Психодиагностические ситуации — ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.
Ситуация клиента - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
Ситуация экспертизы - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.