Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы

Кризисно-ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В социальной работе принято понимать, что кризис составная и естественная часть человеческой жизни. Ситуационные факторы и факторы развития являются условиями проявления кризиса в жизни человека.

К ситуационным факторам кризисов относят, такие факторы которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К такой группе кризисов можно отнести ситуацию болезни родных, смерть близких, потеря работы, развод, и другие факторы, нарушающие социальное функционирование индивида.

Кризис как фактор развития выступает в ситуации поиска новой идентичности и стиля жизни.

Ситуативное стрессовое событие

Одним из важнейших факторов определяющих кризис, исследователями выделяется ситуативное стрессовое событие. Под стрессовым событием понимают такое явление, которое приводит к дезинтеграции существующих связей индивида.

Джеймс и Джилиланд, описывая стрессовое событие, выделяют определенные фазы среди, которых важнейшими является невозможность использование индивидуальных ресурсов, неэффективность индивидуальных механизмов преодоления кризисной ситуации.

Другими исследованиями кризисная ситуация рассматривается не как нечто статическое, а развивающее явление, которое может вызывать чувство страха и депрессию, из-за невозможности позитивно разрешить сложную жизненную ситуацию.

Л.Джонсон, исходя из подходов, которые сложились в психологии, психиатрии, практики социальной работы предлагает обобщенную модель динамики развития индивидуального кризиса, которую используют в практики социальной работы.

Как показывает схема, решение проблемы клиента возможно осуществлять на различных стадиях протекания кризиса.

Социальный работник в процессе взаимодействия с клиентом должен учитывать его кризисную ситуация, диагностируя ее на разных стадиях ее развития. При этом он должен решать две оперативные задачи:

Задач № 1. Совместно с клиентом профессионал должен выработать понимание сущности индивидуального кризиса у данного индивида, выяснив причины, которые привели его к кризисной ситуации;

Задача № 2. Найти систему помощи, активизируя ресурсы клиента и ресурсы агентства или других социальных служб


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: