Психодинамические модели | Задаче – ориентированная модель |
1. Индивидуальная оценка клиента, проблемы и психосоциальной ситуации | 1. Общая оценка проблемного контекста. |
2. Диагностирование по типу психопатологического | 2. Определение проблемы и выделение ее границ |
|
|
|
|
Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно, ограниченно во времени. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают следующие действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Определение состояния проблемы и точного выполнения задач является главной составляющей успешного разрешения проблемы клиента. Данный метод был предложен в 1970 году Рейд и Эпштейн и проверен в результате широкой эмпирическойпрактики в социальных агентствах.
|
|
В условиях социальных агентств, согласно исследованиям А. Харам и Х. Амудсена, данный метод применим в следующих ситуациях:
В очень острой и сложной ситуации.
Когда возникшая проблема, связана с потерей или снижением социальных способностей индивида.
Когда неудовлетворенность человека своей сложной жизненной ситуацией так велика, что он стремится ее изменить.
Когда проблема возникла в строго ограниченной сфере.
Проблема не имеет глубоких корней в личности клиента.
Сама автор метода Рейд, рассматривает возможности метода на более широком контексте, она определяет восемь категорий проблем, работа с которыми в рамках задача - ориентированной модели является эффективной:
Рейд |
· Межличностный конфликт · Неудовлетворенность социальными взаимоотношениями · Трудности взаимодействия с официальными инстанциями · Проблемы в ролевом поведении · Проблемы в принятии решений · Стрессовое реактивное состояние · Недостаток ресурсов |
|
|
Метод задаче-ориентированной индивидуальной работы, как показывают исследования, базируется на психологических теориях, социологических концепциях и теории систем.
Из психологических концепций – в основе лежат теории социального научения, а также принципы повторения из поведенческой теории. При этом большое значение играют общие теории коммуникаций, а также когнитивные модели, которые раскрывают особенности мышления и принятия решений в условиях кризиса. В этом же аспекте просматриваются, как считают специалисты, близость концептуальных построений с психодинамической теорией социальных интервенций.
Исходя из вышесказанного, на основе данных теоретических подходов, выстраиваются стратегии интервенций, которые направлены на достижение двух основных задач:
§ помощь клиентам в решении их проблем;
§ формирование индивидуального опыта решения проблем в настоящем и будущем.
Общие выводы |
Модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель представляют собой различные теории. В их основе заложены идеи психологии личности и проблемно0ориентированной индивидуальной работы со случаем. Однако их объединяет единый методологический подход – обоснованные методы краткосрочной интервенции, что отличает их от психодинамических подходов, которые направлены в основном на устанвление длительных отношений в работе с клиентами. В обеих моделях используются когнитивно-поведенческие методы. В целом, эти модели относятся к индивидуал-реформистской традиции и не имеют целью социальные изменения. |
Задание 1. |
● Почему модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель приобретают, по мнению зарубежных ученых, все большую популярность в социальной работе? |
Задание 2. |
● Проанализируйте, почему эти модели малоэффективны при решении масштабных проблем социального характера и в работе по устранению их социальных последствий? |
Литература |
1. Бернлер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 2. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. М., 1993. 3. Пэйн М. Социальная работа: современная теория. М.: Издательский Центр «Академия», 2007. 4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М., «Академический проект», 2009. 5. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2002. |