38. Объект и предмет социологии коммуникации. Базовые составляющие организации коммуникативного пространства.
Объект: соц.группы, соц. организации и индивиды, которые являются источниками или адресатами соц. информации. Предмет: соц комм – коммуникативная деят-ть людей, кот обусловлена рядом конкретных ситуаций, норм, правил общения, принятых в данном обществе. Социология коммуникаций – спец отрасль соц, изучающ функциональные особенности общения различных соц. групп в 2 планах:
1) в плане их взаимодействия (передачи и получения информации)
2) в плане воздействия информации на отношение индивидов к социальным ценностям данного общества и социума в целом.
Составляющие соц ком-ий:
1. Соц. доминанты соц-ой коммуникации:
- соц. статус
- соц. дифференциация
- соц. интеграция
- ком.роль
- ком.сфера
-ком.ситуация
-ком.установка
2. Ф-ии соц комм (самопрезентация, ритуальная, апелляция)
3. Уровни соц-ой ком:
- семиотический
- лингвистичекий
- мета-лингвистический
-паралингвистический
|
|
- синтетический
4. Виды коммуникативных систем:
-общественная
- искусственная
Коммуникативное пространство (своими словами) – то, пространство, в котором происходит общение, обмен информацией, формируются и распространяются сообщения.
Составляющие ком про-ва: символьная организация (символ силнее слова, потому что воздействует на бессознательные архетипы; позитивный символ увеличивает позитивный ресурс; Пример: памятник).
1 Визуальная организация (наиболее эффективной средой для выражения символа является визуальная среда; визуальная символика позволяет избегать языковых барьеров.Пример: икона, плакат, ТV)
2 Событийная организация (визуализация усиливается, когда происходят события.Пример: символ – уют, комфорт и благополучие; визуализация – дети, собаки; события – дети играют с пушистой собакой)
3 Мифологическая организация (мифы выступают в роли банка данных)
4 Коммуникативная организация (собственно распространение сообщений: 1)формирование сообщений; упор на существующие в обществе ком.потоки; поиск ключевых коммуникаторов – тех людей, которые транслируют сообщение).
Методы нахождения коммуникаторов:
- социометрический
- метод ключевых коммуникаторов
- самоопределение
39. Социологические доминанты коммуникации. Социологическая доминанта - это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка к-ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Стратификационная
В стратиф груп входят доминанты, обусловленные социологическим факторами - социальной стратификацией общества и языка, а именно: социальным статусом коммуникантов, социальной дифференциацией, интеграцией и интерференцией языков
|
|
1. СОЦ СТ ИНДИВИДА явл центральной категорией общей социологии, тк лежит в основе понимания соц иерархии общества. В социокоммуникативном аспекте наиболее существенными параметрами изменения соц статуса явл:
-прагматический (определяющим является не только социально-экономическое положение, но и образ жизни, общественная деятельность, отношение к социальным ценностям и партнерам);
-коммуникативный (определяющим является коммуникативный код, т.е. система нормативных вербальных и невербальных средств, предписанных данному статусу, которая используется с учетом характера ситуации и типа коммуникативной сферы);
-когнитивный (хар-ет индивида с т зр его коммуникативной компетентности
2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ -процесс образования новых видов дея-ти и актуализируется в коммуникации представителей определенных соц структур, к-ая выделяется на основе классов и сословий, а также слоев городских и сельских жителей, составляющих территориально и экономически дифференцированные общности.
3. ИНТЕГРАЦИЯ как социологическая доминанта ком-ии явл рез-ом естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говором. Процесс социальной интеграции общества понимается как стремление к целостности через гармоничное объединение частей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, социальных институтов и общества в целом.
4. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ как социологическая доминанта представляет собой особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов. Это смешение либо 2 языков (родного и неродного), либо различных коммуникативных кодов (официального и неоф, литературного и жаргонного) в рамках одного языка либо включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» элементов.
Ситуативная группа
К названной гр относятся 4 осн категории - коммуникативная роль, комм сфера, ком ситуация и ком установка.
1. КОММ РОЛЬ как соц доминанта сопряжена с категорией соц статуса. Ком-ные роли играют сущест роль в комм-ии, т к во многом опр-ют способ исп-ия коммуникативных ср-тв и выбор их вариантов.
2. КОМ СФЕРА -социально обусловленная область ком-ой дея-ти ч-ка, имеющая свои ф-ии, определяемые коммуникативными потребностями – необходимостью сообщить или получить информацию.
3. КОМ СИТУАЦИЯ в коммуникативном контексте может быть уточнена как совокупность социально-значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие.
4. КОМ УСТ (воздействие на партнера с той или иной целью) – это важный элемент коммуникации, так как служит связующем звеном между социальной информацией и речевым поведением коммуникантов.
Оценочная
Оцен доминанты явл сопряженными категориями. В ком-ом процессе они актуализируются одновременно, в совокупности представляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смысловой информацией, с отношением к партнеру или оц инф-ией, ценностной ориентацией и самооценкой.
1. СМ ИНФ связана с соц реалиями, с явлениями, к-ые предст интерес для общ-ва, соц групп и индивидов в плане соц ценностей и проблем.
2. ОЦ ИНФ расс-тся зачастую как компонент смысловой инф-ии, т к не может сущ-ть самост, без опоры на смысл, так как любая оценка всегда предст собой реакцию на какую-то смысловую инф-ию, и передает осознанно или неосознанно отношение говорящего к той или иной социальной информации.
3. ЦЕН ОРИ в коммуникации реализуется за счет использования вариантов коммуникационных средств, содержащих оценочный компонент - положительный, отрицательный или нейтральный (городок, небольшой город, городишко).
|
|
4. ЦЕН ОРИЕПО ОТНОШ К ПАРТ в узкой плоскости социальной коммуникации имеет двойную обусловленность: социальную и психологическую.
5. САМООЦ. Человеку свойственно оценивать себя – свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации и выяснять, как воспринимается другими его статус, личностные качества и деятельность. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане категория самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией самопознания, разрабатываемой в социальной психологии. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.
Функциональная
Сущ-ют специализированные ф-ии соц ком-ии, кот актуализируются в конкретных социально ориентированных речевых актах: контактоустанавливающая ф-я, ф-я самопрез-ии, ф-я обращения, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная ф-ии.
1. КОНТАКТ актуализируется в уст или письм форме ком-ии при помощи стереотипных высказываний и невербальных средств.
2. Ф САМОПР актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли.
3. Ф ОБРАЩ. Эта ф обусловлена четкой соц ориентацией.
4. ПОБУД Ф распадается на множество специализированных ф-ий, обусловленных коммуникативной установкой – побудить партнера выполнить какое – либо действие или совершить поступок.
5. ВОЛЕИ Ф предполагает непосредственное воздействие со стороны индивида, имеющего более высокий статус или роль (судья, командир,
6. РЕГУЛ Ф позволяет управлять такими формами коммуникации как беседа, дискуссия и т.д. Данная функция актуализируется обычно в официальных ситуациях, главным образом при помощи вербальных средств или стереотипных высказываний.
|
|
7. РИТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ возникла и сформировалась как особый вид коммуникативного взаимодействия и воздействия в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами и т.д.
8. ПЕРФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Её специфическими чертами явл сообщение инф-ии главным образом о совершаемых действиях, и то, что высказываемое и совершаемое действие эквивалентно (Я торжественно клянусь, Благодарю Вас)