Раздел 10. Социология коммуникации

38. Объект и предмет социологии коммуникации. Базовые составляющие организации коммуникативного пространства.

Объект: соц.группы, соц. организации и индивиды, которые являются источниками или адресатами соц. информации. Предмет: соц комм – коммуникативная деят-ть людей, кот обусловлена рядом конкретных ситуаций, норм, правил общения, принятых в данном обществе. Социология коммуникаций – спец отрасль соц, изучающ функциональные особенности общения различных соц. групп в 2 планах:

1) в плане их взаимодействия (передачи и получения информации)

2) в плане воздействия информации на отношение индивидов к социальным ценностям данного общества и социума в целом.

Составляющие соц ком-ий:

1. Соц. доминанты соц-ой коммуникации:

- соц. статус

- соц. дифференциация

- соц. интеграция

- ком.роль

- ком.сфера

-ком.ситуация

-ком.установка

2. Ф-ии соц комм (самопрезентация, ритуальная, апелляция)

3. Уровни соц-ой ком:

- семиотический

- лингвистичекий

- мета-лингвистический

-паралингвистический

- синтетический

4. Виды коммуникативных систем:

-общественная

- искусственная

Коммуникативное пространство (своими словами) – то, пространство, в котором происходит общение, обмен информацией, формируются и распространяются сообщения.

Составляющие ком про-ва: символьная организация (символ силнее слова, потому что воздействует на бессознательные архетипы; позитивный символ увеличивает позитивный ресурс; Пример: памятник).

1 Визуальная организация (наиболее эффективной средой для выражения символа является визуальная среда; визуальная символика позволяет избегать языковых барьеров.Пример: икона, плакат, ТV)

2 Событийная организация (визуализация усиливается, когда происходят события.Пример: символ – уют, комфорт и благополучие; визуализация – дети, собаки; события – дети играют с пушистой собакой)

3 Мифологическая организация (мифы выступают в роли банка данных)

4 Коммуникативная организация (собственно распространение сообщений: 1)формирование сообщений; упор на существующие в обществе ком.потоки; поиск ключевых коммуникаторов – тех людей, которые транслируют сообщение).

Методы нахождения коммуникаторов:

- социометрический

- метод ключевых коммуникаторов

- самоопределение

 

39. Социологические доминанты коммуникации. Социологическая доминанта - это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка к-ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДОМИНАНТ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Стратификационная

В стратиф груп входят доминанты, обуслов­ленные социологическим факторами - социальной стратификаци­ей общества и языка, а именно: социальным статусом коммуникантов, социальной дифференциацией, интеграцией и интерфе­ренцией языков

1. СОЦ СТ ИНДИВИДА явл центральной категорией общей социологии, тк лежит в основе понимания соц иерархии общества. В социокоммуникативном аспекте наиболее существенными параметрами изменения соц статуса явл:

-прагматический (определяющим является не только социально-экономическое положение, но и образ жизни, общественная деятельность, отношение к социальным ценностям и партнерам);

-коммуникативный (определяющим является коммуникативный код, т.е. система нормативных вербальных и невербальных средств, предписанных данному статусу, которая используется с учетом характера ситуации и типа коммуникативной сферы);

-когнитивный (хар-ет индивида с т зр его коммуникативной компетентности

2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ -процесс образования новых видов дея-ти и актуализируется в коммуникации представителей определенных соц структур, к-ая выделяется на основе классов и сословий, а также слоев городских и сельских жителей, составляющих территориально и экономически дифференцированные общности.

3. ИНТЕГРАЦИЯ как социологическая доминанта ком-ии явл рез-ом естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говором. Процесс социальной интеграции общества понимается как стремление к целостности через гармоничное объединение час­тей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, соци­альных институтов и общества в целом.

4. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ как социологическая доминанта представляет собой особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов. Это смешение либо 2 языков (родного и неродного), либо различных коммуникативных кодов (официального и неоф, литературного и жаргонного) в рамках одного языка либо включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» элементов.

Ситуативная группа

К названной гр относятся 4 осн категории - коммуникативная роль, комм сфера, ком ситуация и ком установка.

1. КОММ РОЛЬ как соц доминанта сопряжена с категорией соц статуса. Ком-ные роли играют сущест роль в комм-ии, т к во многом опр-ют способ исп-ия коммуникативных ср-тв и выбор их вариантов.

2. КОМ СФЕРА -социально обусловленная область ком-ой дея-ти ч-ка, имеющая свои ф-ии, определяемые коммуникативными потребностями – необходимостью сообщить или получить информацию.

3. КОМ СИТУАЦИЯ в коммуникативном контексте может быть уточнена как совокупность социально-значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие.

4. КОМ УСТ (воздействие на партнера с той или иной целью) – это важный элемент коммуникации, так как служит связующем звеном между социальной информацией и речевым поведением коммуникантов.

Оценочная

Оцен доминанты явл сопряженными катего­риями. В ком-ом процессе они актуализируются одно­временно, в совокупности представляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смысловой информацией, с отно­шением к партнеру или оц инф-ией, ценностной ориентацией и самооценкой.

1. СМ ИНФ связана с соц реалиями, с явлениями, к-ые предст интерес для общ-ва, соц групп и инди­видов в плане соц ценностей и проблем.

2. ОЦ ИНФ расс-тся зачастую как компонент смысловой инф-ии, т к не может сущ-ть самост, без опоры на смысл, так как любая оценка всегда предст собой реакцию на какую-то смысловую инф-ию, и передает осознанно или неосознанно отношение говорящего к той или иной социальной информации.

3. ЦЕН ОРИ в коммуникации реализуется за счет использования вариантов коммуникационных средств, содержащих оценочный компонент - положительный, отрицательный или нейтральный (городок, небольшой город, городишко).

4. ЦЕН ОРИЕПО ОТНОШ К ПАРТ в узкой плоскости социальной коммуникации имеет двойную обусловленность: социальную и психологическую.

5. САМООЦ. Человеку свойственно оценивать себя – свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации и выяснять, как воспринимается другими его статус, личностные качества и деятельность. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане категория самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией самопознания, разрабатываемой в социальной психологии. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.

Функциональная

Сущ-ют специализированные ф-ии соц ком-ии, кот актуализируются в конкретных социально ориентированных речевых актах: контактоустанавливающая ф-я, ф-я самопрез-ии, ф-я обращения, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная ф-ии.

1. КОНТАКТ актуализируется в уст или письм форме ком-ии при помощи стереотипных высказываний и невербальных средств.

2. Ф САМОПР актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли.

3. Ф ОБРАЩ. Эта ф обусловлена четкой соц ориентацией.

4. ПОБУД Ф распадается на множество специализированных ф-ий, обусловленных коммуникативной установкой – побудить партнера выполнить какое – либо действие или совершить поступок.

5. ВОЛЕИ Ф предполагает непосредственное воздействие со стороны индивида, имеющего более высокий статус или роль (судья, командир,

6. РЕГУЛ Ф позволяет управлять такими формами коммуникации как беседа, дискуссия и т.д. Данная функция актуализируется обычно в официальных ситуациях, главным образом при помощи вербальных средств или стереотипных высказываний.

7. РИТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ возникла и сформировалась как особый вид коммуникативного взаимодействия и воздействия в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами и т.д.

8. ПЕРФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Её специфическими чертами явл сообщение инф-ии главным образом о совершаемых действиях, и то, что высказываемое и совершаемое действие эквивалентно (Я торжественно клянусь, Благодарю Вас)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: