Культура Древней Руси

Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. с образованием государства у восточных славян и приобщением их к православию.

Древняя Русь существовала с IX века; она представляла собой средневековое феодальное государство. Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации (возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые не примыкали ни к одной из известных культур, но представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития).

Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. Наиболее часто исследователи выделяют такие ее признаки, как самодержавная форма государственной власти или «вотчинное государство»; коллективистская ментальность; подчинение общества государству (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.

Относительно стадий развития российской цивилизации существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов - самостоятельных историко-культурных общностей: Древняя Русь (IX - XIV вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).

Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская». (Так, согласно «пассионарной» концепции Л. Н. Гумилева, в XIV в. начинается генезис русского народа и российского супер-этноса; а прежний, славянский по характеру этнос к этому времени прекратил свое существование).

Археология датирует бесспорно славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние свидетельства письменных источников о восточных славянах - серединой I тысячелетия н.э.

Начало становления русского этноса восходит к I веку н. э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов. Находясь первоначально между Вислой и Тисой, славяне распространились затем на огромные территории - от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. О «славяно-европейском» характере древнерусской цивилизации говорят, исходя из предположения Б. А. Рыбакова о доминировании в ней славянского субстрата. Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское происхождение населения Руси. Однако надо учитывать, что любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. По данным археологии и антропологии, древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северокавказского этнических субстратов. Славянский элемент преобладал лишь в прикарпатском и приильменском районах. На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается однозначной этнической идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует о преобладании балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к востоку от Валдая) компонентов.

К IX веку древнерусская народность имела все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи. Налицо были все статусные элементы древней цивилизации. Основой экономики были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка, гончарное производство и вышивка, обработке дерева, изготовление тонких эмалей, ювелирных украшений. Существовала письменность. Помимо Киева и Новгорода - главных административных и культурных центров - строились другие города.

В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, дохристианский, - время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века). Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм. Следы тотемизма можно обнаружить в почитании птиц (сокола, орла, петуха) и животных (коня, медведя).

В начале I тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорс, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и распределение ролей между божествами и иерархия не известны. В IX веке главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины становится «поздний» бог грозы Перун.

Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах - капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества - идол, вокруг которого горели жертвенные костры. Самым знаменитым культовым памятником язычества стал «Збручский идол» (IX- X века) - четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном мире.

Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения «Черная могила» в Чернигове (IX - X века). На серебряной оковке рога с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, а также эпизод из жизни былинного героя Ивана Годиновича: показана похожая на орла «вещая птица», а рядом с ней - две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном - видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик - скорее всего, Кощей Бессмертный. В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия - браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки - в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Развивается устное народное творчество (былины - эпические песни, сказки, свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т. д.). Большое значение имело распространение славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита.

Государство у восточных славян возникает во второй половине IX века: в 862 году в Новгороде основана держава Рюрика, к которой в 882 году присоединены земли Киева.

Второй этап эволюции древнерусской культуры – домонгольский - продолжался с конца X до середины XIII века. Киевская Русь в течение полутора веков была единым и процветающим государством, а затем распалась на отдельные княжества. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси – было принято христианство.

Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Принятие византийского православия не было случайным актом, а стало ответом на требование исторической необходимости. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Князь Владимир и его окружение изучали и сопоставляли католицизм, ислам, хазарский иудаизм. Владимир предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над другими. В итоге выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира повлияли красота и великолепие богослужения в Константинопольском храме святой Софии, и возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на славянском языке.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным.

Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения; с принятием христианства культура осознала себя и свое место в мире.

Особенностью крещения Руси было то обстоятельство, что проводилось оно «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие - компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Вместе с христианством, пришедшим на Русь в восточном варианте, распространялась мысль о полном отречении от мира как высшей христианской добродетели и наивернейшем пути к спасению. У этой идеи оказалось много энтузиастов, уже в первое столетие существования христианства на Руси был основан киевский Печерский монастырь, хотя для укоренения нового мировоззрения в душе народной слишком суровый аскетизм оказался малопригодным.

На древнерусской почве сформировался своеобразный тип святого, который был не похож ни на византийского, ни на западноевропейского. Яркий пример - первые русские святые Борис и Глеб, безропотно принявшие смерть во имя правды и добра.

Православие стало основой интеграции «русско-европейской» цивилизации (как в Европе - католицизм). Хотя эта религия была принята и распространялась на Руси государством, она все же была автономна по отношению к нему. Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. (1453 г. – падение Византии) обрела фактическую самостоятельность. Само древнерусское государство представляло собой конфедерацию самостоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. они приобрели полный государственный суверенитет

Русь не восприняла право по римско-византийскому образцу, князь Владимир отнесся к совету греческих епископов на сей счет с сомнением и неудовольствием. Древнерусское законодательство «Русская Правда» основывалось во многом на обычном праве славян. Большое значение стало придаваться совести, христианской морали. В самом выдающемся литературном и философском произведении Древней Руси «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона благодать, обращенная к душе человека, ставится выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека.

Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык. Оно захватило все слои общества, но не всего человека: исторические документы отмечают поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, так удивлявшее европейцев.

Киевские князья не могли опираться, как римские и китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в православии, осуществляя построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников. Опора государства на новую религию как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах) сформировала особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой (как писал Бердяев, «православия без христианства»).

В первые века древнерусской государственности ее по многим культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры. Но по формам социально-политического устройства и жизнедеятельности Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной. Их общие черты - христианские ценности, городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства, «военно-демократическая» основа государственной власти, отсутствие «поголовного рабства» при соприкосновении индивида с государством. Существовали и связи в области художественной традиции.

Вместе с тем Древняя Русь имела ряд общих черт и с традиционными обществами азиатского типа: отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов; господство принципа «власть рождает собственность»; автономность общин по отношению к государству; эволюционный характер общественного развития.

Геополитический и экономический факторы определили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур. В XIII веке Киевская Русь распалась на Юго-3ападную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, между которыми шли бесконечные усобицы.

Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.

Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Наемниками у новгородцев, как правило, становились варяги. В период татаро-монгольского ига новгородская субкультура сохранила и усилила свои европейские черты, но впоследствии деградировала после присоединения Новгорода к Москве в XV в.

С середины XII в. начинается крестьянско-княжеская колонизация центра и севера Русской равнины, формируется северо-восточная субкультура. Она шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство. Его основу составляли экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство; этим объясняется разбросанность крестьянских общин и дворов. Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, постепенно расширявшихся путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на этих территориях, где князья сажали зависимых от себя людей, отличалась от крестьянской колонизации большей интенсивностью. Население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять эффективный его контроль.

Монгольское нашествие оказало отрицательное влияние прежде всего на процессы княжеской колонизации. В малой степени затронуты были малочисленные, автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. Княжеская власть сильно ослабла физически (после кровопролитных сражений) и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. На Руси наступил период, возможно, максимальной независимости личности от власти.

Третий - монгольский период - охватывает время монголо-татарского нашествия (1243 г. - 1480 г.). В этот период Русь понесла значительные потери. Некоторые ремесла - производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали – исчезли совсем. Другие из-за упрощения технологии снизили уровень качества. На целое столетие - с середины XIII века до середины XIV века - почти полностью прекратилось каменное строительство, это отрицательно сказалось и на развитии живописи, в особенности фресковой росписи.

Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства, однако теперь она была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие, являвшееся не просто определенной технологией, но и особым образом жизни, формирующим специфический национальный характер и культуру. Лесное земледелие требовало глубокого знания жизни леса, его гидрологии, микроклимата, особенностей почв, использования законов этой жизни в повседневной практике. Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие - система хозяйства, не предполагающая наличия собственности на землю и лес. После того как подсеку через три-четыре года забрасывали, угодье вновь становилось ничьим, и крестьяне переходили на другое место осваивать новый участок. Население в лесах росло быстрее, чем в городах. Подавляющее большинство в ХIII-ХIV вв. жило вдали от княжеского гнета, кровавых княжеских междоусобиц, от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси свободным делал человека «дух крестьянского мира». Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации северо-восточных земель там сложилось как две субкультуры: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-языческая.

Иго Золотой Орды - одно из тяжелейших испытаний в отечественной истории. Для церкви, по-прежнему игравшей ведущую роль в культуре, это был, по мнению Н. Бердяева, один из лучших периодов. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Отголоском тяжелых событий является легендарное «Сказание о граде Китеже». Град Китеж, который может открыться только праведникам, стал символом России, прообразом земного рая.

Подъем культуры на рубеже ХIV-ХV вв., совпавший с ростом национального самосознания, настолько впечатляет, что некоторые исследователи ставят вопрос о Возрождении или некоторых его элементах. Д.Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определил этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение в силу различных социальных причин. Россия сбросила золотоордынское иго, но дорогой ценой, в том числе и ценой культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности, хотя существовавшие ранее веча опирались на общинные традиции, а не на силу закона. Московские правители, освобождаясь от власти золотоордынских ханов, перенимали их политическую культуру, методы управления. Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения. Шел процесс формирования крепостного права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: