Размышления о техниках работы. Использование карт хорошо сочетается с традиционными методами психологического консультирования

Использование карт хорошо сочетается с традиционными методами психологического консультирования. Данная история иллюстрирует еще одну форму работы с «Роботами», которую я назвала «дорисовка». «Дорисовка» дает возможность:

- переосмыслить привычные стратегии поведения;

- найти и освоить новые, более эффективные стратегии поведения;

- проанализировать имеющиеся ресурсы и найти новые;

- создать свое пространство и осмыслить собственные гра­ницы.

Случай 5

Сережа, Саша, Аня и Миша ходят вместе на занятия, они первоклассники. Их родители, обеспокоенные сложностями адаптации детей к обучению в школе, обратились за психоло­гической помощью. Дети посещают занятия один раз в неделю. На занятии участникам нужно было сделать робота, похожего на них, какими они были, когда ещё не ходили в школу. В про­цессе выбора они говорили о том, как осуществляют свой вы­бор. Дети говорили о том, что их робот был «маленьким», «ве­селым», «игривым», «озорным», «счастливым» (рис. 5.1а, 5.2а, 5.3а, 5.4а).

Во второй части занятия было предложено подумать, что сейчас изменилось в роботе в связи с тем, что он стал школь­ником.

Миша сказал, что в роботе ничего не изменилось, про­сто ему теперь надо ходить в школу, и решил нарисовать ему ранец.

Аня подумала и сказала, что в школе робот вообще выглядит иначе, ничего от предыдущего изображения не подходит. И на­чала собирать абсолютно новое изображение.

Сережа сказал, что изменился цвет головы робота и согла­сился раскрасить иначе дубликат-раскраску.

Дольше всех думала Саша. Она озвучила, что ей не хочется менять что-то в роботе, «он и так хороший, но надо». Она взя­ла точно такие же дубли-раскраски и перебирала карандаши и фломастеры.

Надо сказать, что вторая часть занятия затянулась, так как участникам было сложно, им потребовалось время на размыш­ление и обдумывание.

В результате у Миши робот оказался с огромным рюкзаком и мальчик принял решение заменить торс и "увеличить" ему мышцы (рис. 5.1б).

У Ани получились два похожих робота, но при этом один «взрослый и серьезный», а второй — «совсем малыш» (рис 5.2б).

Сережин робот стал менее ярким, более сдержанным, в школьной форме (рис. 5.3б).

Саша склеила на занятии выбранные части-раскраски и до­делывала робота дома, на занятие она принесла его, так и не за­вершив работу. Сказала, что ей не нравится это задание. И лишь через несколько занятий она его оформила, использовав флома­стеры, карандаши, пастель, и, по сути, создала абсолютно само­стоятельное изображение (рис. 5.4б).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: