Карты дают возможность работать в ситуациях адаптации и помогают дать ответы на следующие вопросы: готов ли я меняться? Какие чувства у меня вызывает необходимость изменений? Как и что мне надо изменить? Что я думаю об этих изменениях?
Создание двух образов (такой я был, таким я вижу себя в сложившихся обстоятельствах) может осуществляться по-разному:
- это может быть создание двух абсолютно самостоятельных образов;
- это могут быть изменения, которые вносятся в первый образ путем замены какой-либо части другим, «более подходящим» изображением;
- это может быть «перерисовка» или «дорисовка» первого изображения (если второй, новый образ чем-то не устраивает автора, вызывает отторжение).
Приведу пример.
Ко мне на консультацию пришел подросток, который перешел учиться в гимназию из обычной школы. Его мучил вопрос: «Я так туда хотел, а теперь жалею об этом, потому что мои бывшие одноклассники смеются, называя меня «ботаном». Что мне делать, ведь чтобы учиться в гимназии, я должен стать совершенно другим, но и друзей терять не хочу?» Мы создали двух роботов: первый был назван «Крутым перцем», второй — «Ботаном». Во втором образе мальчика раздражал торс и ноги робота, они казались ему «странными». Наша дальнейшая работа сводилась к тому, что я предлагала ему разные торсы взамен имеющегося, а он фантазировал на тему, что тогда станет с роботом. Он смеялся, шутил, недоумевал, но в конце концов мы сумели выбрать такой торс, который позволил бы ему и учиться в гимназии, и «держать лицо» перед друзьями. Ноги подросток быстро нашел сам. В конце нашей встречи мы сравнили трех роботов: двух, созданных в начале занятия, и третьего, созданного позже. Третий оказался «самым классным».
|
|
Такая техника дает возможность своего рода «примерки» разных образов и поиск своей индивидуальности, что, безусловно, является одной из важнейших задач психолога, работающего с детьми и подростками.
Заключение
Я надеюсь, что «Роботы» будут радовать вас, а также детей, подростков и взрослых, находящихся рядом с вами. Убеждена в том, что вы найдете собственное применение этим картам, существенно расширите возможности их применения.
А еще напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на чрезвычайно важное обстоятельство: эффективность работы с картами повышается, если удается полноценно включить в работу родителей или других взрослых. Не забывайте о том, что в душе каждого взрослого живет ребенок, надо только помочь ему «проснуться» и дело пойдёт.
Желаю вам удачи!
Содержание:
Введение................................................................................
|
|
О метафорических картах...................................................
Карты как инструмент работы психолога.........................
Карты в работе с детьми.....................................................
О комплекте «Роботы»......................................................
Как мне пришла в голову идея колоды «Роботы»...........
Состав комплекта «Роботы»..............................................
Принципы работы с комплектом.......................................
Варианты работы с картами «Роботы».............................
Случаи из практики.............................................................
Случай 1...............................................................................
Случай 2...............................................................................
Случай 3...............................................................................
Случай 4...............................................................................
Случай 5...............................................................................
Заключение..........................................................................
Приложения
Ушакова Татьяна Олеговна
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ «РОБОТЫ»
Работа с детьми, подростками и родителями
Редактор О. Сафуанова
Корректор Т. Барышникова
Дизайн обложки А. Гущина
Художник Ю. Роганова
Верстка С. Иванова
Издательство «Генезис»
129301, Москва, ул. Ярославская, д. 14, к. 1
(495) 682-54-42, (495) 682-60-51
www.genesisbook.ru
Оптовая и розничная продажа
info@genesis.ru
Книга — почтой
125464, г. Москва, а/я 32 sale@genesis.ru
Подписано в печать 17.03.2016.
Формат 60x90/16 Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл.-печ. л. 5,5
Тираж 1000 экз. Заказ №
Отпечатано в полном соответствии
с качеством представленных материалов