Особой темой обсуждения стал вопрос престижа профессии сотрудника ФСБ в обществе (глазами самих работников – руководителей)
По мнению участников семинара, низкий социальный статус профессионалов данного профиля является одним из серьезных демотивирующих факторов эффективной деятельности их подчиненных.
Социальный статус профессии складывается из следующих составляющих:
· Уровень квалификации специалистов данного профиля – высокий (ВУЗ + ВУЗ) – не одно высшее образование
· Востребованность и оценка услуг специалистов со стороны руководящих структур – этот фактор расценивается неоднозначно. Непосредственные руководители и окружение оценивает вклад специалистов адекватно (высоко), вышестоящее руководство, по мнению участников семинара, недооценивает их работу
· Размер денежной компенсации труда специалистов – этот вопрос был «красной нитью», стыдом и болью людей, ударом по самоуважению
· Уважение к представителям данной профессии в разных слоях общества – диаметрально противоположное отношение в различных слоях. Узкий круг, профессиональное сообщество обладает стойкой сформированной идеологической убежденностью, однако этой убежденности сложно конкурировать с мнением широкого окружения, которое складывается благодаря деятельности СМИ. Здесь, по мнению участников, формируется образ врага в лице сотрудника ФСБ, тем более сотрудника, командируемого в зону боевых действий в Чечню. Это является серьезной помехой для мотивирования подчиненных.
4.5. Программа тренинга «Психологическая сопровождение деятельности работников экстремального труда»
Программа рассчитана на 4 дня работы. Перечислим темы обсуждений.
1 день – Профессиональная нагрузка и здоровье человека. Роль установки на здоровье в оздоровлении личности
Вопросы:
· Мета-позиция – условие овладения стрессом
· Требования профессиональной деятельности к нашей личности (стрессоустойчивость, владение ситуацией и саморегуляция собственного здоровья)
· Особенности наших установок на здоровье (проективные рисунки)
· Исторический экскурс в национальное программирование здорового образа жизни через общепринятое в нашей русскоязычной культуре понимание терминов «здоровье» и «болезнь»
· Проведение работы над собственной установкой на здоровье (валеоустановка)
Методы:
· Рефлексивный практикум
· Проективные метафоры
· Проективные рисуночные методы
· Групповое обсуждение
· Структурированное интервью
· Психогимнастика
День – Тренинг развития жизненных целей
Вопросы:
· Закономерности формирования травматического стресса
· Способы преодоления последствий психологической травмы
· Формирование непрерывного восприятия времени – своего прошлого, настоящего и будущего
· Постановка целей и планирование профессиональной и личной жизни
· Формирование мотивации достижений
Методы:
· Мини-лекция
· Мотивационный тренинг
· Рефлексивные упражнения
· Психогимнастика
День – Алгоритм управления стрессом
Вопросы:
· Понятие «стресс» и «дистресс». Признаки стресса у человека.
· Шаги управления стрессом.
· Методы своевременного распознавания стресса.
· Выбор оптимального поведения. Преобразование стресса в движущую жизненную силу.
· Управление собственным временем.
· Мифы о стрессе.
Методы:
· Мини-лекция
· Психодиагностические методики
· Рефлексивные упражнения
· Групповое обсуждение
· Психогимнастика