Определение платежей за загрязнение окружающей природной среды

Платность природопользования была введена в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1992 году на основании Постановления Правительства РФ № 632 (1992), которое утвердило «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия».

В настоящее время взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ № 344 от 12июня 2003 года «О нормативах платы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Порядок взимания платы распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ.

Экологические платежи - представляют собой систему платы за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду; взимаются в соответствии с природоохранным законодательством; основаны на принципе «загрязнитель платит»; относятся к неналоговым доходам бюджета.

Указанная система сформировалась для выполнения двух важнейших функций:

• для стимулирования предприятий сокращать уровни негативного воздействия;

• для аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.

· В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей природной среды представляют собой особый вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений, попадающая в окружающую среду, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Внося платежи за загрязнение окружающей природной среды, предприятие участвует в финансировании природоохранной деятельности на данной территории, но отнюдь не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб. Согласно ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) внесение платежей за загрязнение не освобождает от возмещения причиненного вреда.

Предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— размещение отходов;

— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.); Установлены два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Плата за загрязнение окружающей среды по выбросам или сбросам, не превышающим установленных предельных нормативов или согласованных лимитов, начисляется, исходя из ставок платежей, основанных на соответствующих базовых нормативах.

Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов или сбросов над согласованным лимитом и на пятикратный коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов вся масса загрязнений засчитывается как сверхлимитная.

Определение платы (П) за загрязнение осуществляется по следующей формуле:

П = СнiМнi + Cлiлi - Мнi) + 5 Cлiфi - Млi), где

 

Снi, Cлi - дифференцированные ставки платы за выбросы, сбросы (размещение) i-ro загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива и лимита, руб/т;

Мнi, Млi, Мфi - массы выброса, сброса (размещения) i-ro загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива (ПДС, ПДВ) и лимита (ВСВ, ВСС), фактические, т.

 

Все три компонента формулы рассчитываются, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ превышаютих значения в пределах установленных лимитов. Плата рассчитывается по двум компонентам формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ находятся в пределах нормативных и ниже (равны) лимитных значений. Расчет ведется по одной компоненте формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ ниже (равны) их значениям в пределах установленных нормативов.

►Платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы, размещение отходов, уровни других вредных воздействий относятся на себестоимость производства продукции (работ, услуг). Платежи за их превышение - производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. Если указанные платежи, определенные расчетом в соответствии с указанным порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то комитетами охраны природы, органами санитарно-эпидемиологиче­ского надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности данного предприятия, учреждения или организации.

· Экологические платежи распределяются следующим образом:

• 19%- в доход Федерального бюджета, в том числе: 9%- на целевой экологический счет Федерального казначейства РФ;

• 81% - в доходы бюджетов субъектов РФ на целевые экологические счета территориальных органов Федерального казначейства РФ в субъектах РФ.

· Экологические платежи используются:

• 10% - на содержание подведомственных МПР России территориальных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды субъектов РФ;

• 9% - на кредитование и субсидирование организаций для осуществления ими природоохранных мероприятий и создания природоохранных объектов федерального значения;

• 81% - на кредитование и субсидирование организаций для осуществления ими природоохранных мероприятий и создания природоохранных объектов регионального и местного значения в субъектах РФ.

· Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывались с учетом токсичных свойств каждого конкретного вещества через показатель его относительной опасности, являющийся величиной, обратной предельно допустимой концентрации вещества в элементе окружающей среды. В настоящее время имеются базовые нормативы платы за единицу массы (руб./т) по 210 наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, и 142 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты.

Базовые нормативы платы установлены для выбросов, сбросов загрязняющих веществ на двух уровнях: в границах предельно допустимых нормативов и временно согласованных нормативов (лимитов). Соотношение между указанными уровнями составляет 1:5. По видам загрязняющих вредных веществ величины базовых нормативов платы колеблются в широком диапазоне.

Так, базовые нормативы платы за выброс (сброс) загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов составляют:

♦ от 0,2 до 2 049 801 руб. за 1 т выброса в атмосферный воздух соответственно метилена хлористого и бенз(а)пирена;

♦ от 1,2 до 2 754 809 120 руб. за 1 т сброс в подземные иповерхностные водные объекты соответственно кальция (Ca2+) и фенитротиона.

Для передвижных источников загрязнения дополнительно применяется еще два вида базовых нормативов платы:

в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, сжиженный газ, керосин) и его состава (марки);

♦ в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы) и сжигаемого топлива.

за размещение отходов установлен один уровень базового норматива платы (в пределах лимита, руб./т).

Базовые нормативы платы за загрязнение, установленные на федеральном уровне, не учитывают региональные особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями. Эти особенности учитываются коэффициентами экологической ситуации и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек. Указанные нормативы составляют:

♦ для атмосферного воздуха от 1,0 до 2,0 соответственно в Дальневосточном и Уральском экономических районах (Центральный - 1,9);

♦ для почвы от 1,0 до 2,0 соответственно в Дальневосточном и Центрально-Черноземном экономических районах (Центральный - 1,6);

♦ для водных объектов от 1,0-1,43 до 1,15-2,9 соответственно по бассейнам рек Лены и Кубани (Брянская область - 1,3).

Коэффициенты экологической ситуации и значимости применяются к базовым нормативам платы для установления ее дифференцированных ставок, которые используются при расчетах платы за загрязнение для конкретного природопользователя.

Кроме того, базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) ежегодно корректируются с помощью коэффициента индексации.

 

 

Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязнивших веществ стационарными источниками

 

Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за выброс в атмосферный воздух 1 тонны загрязняющих веществ, руб.
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов
1. Азота оксид 2. Аммиак 3. Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) 4. Кислота азотная 5. Метан 6. Нитробензол 7. Пыль цементных производств 8. Сажа 9. Тетраэтилсвинец 10. Сероводород 11. Углерода оксид 13,7 0,05 1,2 68,5 0,2

 

 

Таблица 2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

 

Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единица измерения Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов
1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) тонна 1739,2
2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) тонна 745,4
3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) тонна  
4. Отходы IV класса опасности (малоопасные) тонна 248,4
5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):    
добывающей промышленности тонна 0,4
перерабатывающей промышленности куб.метр  

 

Задание:

· Автотранспортное предприятие имеет лимит размещения отходов на 4 квартал 2008 года (объем образования отходов) на ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности) - 3,5 кг, опилки древесные с промасленной ветошью (3 класс опасности) - 189 кг; чермет (4 класс опасности) - 14,5 т; шины с металлическим кордом (4 класс опасности) - 2,75 т. Фактически образовалось отходов за отчетный период: ртутьсодержащие лампы - 2,8 кг; опилки древесные с промасленной ветошью - 160 кг, чермет - 4,1 т; шины с металлическим кордом - 2,25 т. Вычислить размер квартального платежа за загрязнение окружающей природной среды.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Промышленное предприятие имеет норматив выбросов (лимит выбросов) в атмосферный воздух загрязняющих веществ на 2009 год: азота оксид 10 т (15), аммиак 1 т (1,5), бенз(а)пирен 50 кг (55), кислота азотная 1,5 т (4,0), метан 20 т (35), нитробензол 0,5 т (0,7), пыль цементных производств 2,4 т (3,0), сажа 4,5 т (6,0), тетраэтилсвинец 100 кг (115), сероводород 5,1 т (8), углерода оксид 30 т (40). Фактически было выброшено за отчетный период: азота оксид 11 т, аммиак 0,8 т, бенз(а)пирен 60 кг, кислота азотная 5,5 т, метан 40 т, нитробензол 0,6 т, пыль цементных производств 2,1 т, сажа 2,1 т, тетраэтилсвинец 120 кг, сероводород 10,6 т, углерода оксид 45 т. Вычислить размер платежа за загрязнение окружающей природной среды.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Эколого-экономические механизмы природоохранной деятельности.

2. Платность природопользования, виды экологических платежей.

3. Базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды.

4. Распределение экологических платежей и их дальнейшее использование.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. А.Н. Голицин. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природно среды: учеб. для СПО. М.:Оникс, 2010.

2. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2007.

3. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2008.

4. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология и охрана окружающее среды: учеб. для вузов. М.: КноРус, 2013.

5. А. С. Степановских, Биологическая экология, М., Юнити-Дана, 2009.

6. Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. Промышленная экология: учеб. для бакалавров. М.: Юрат, 2013.

Дополнительная:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Трифонова Т.А. Экология человека: учеб. для вузов. М.: Экономика, 2008.

3. Дрё Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976.

4. Маринченко А.В. Экология: учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К, 2010.

5. Зайцев В.А. Промышленная экология. М.: КолосС, 2010.

6. Ручин А.Б. Экология популяции и сообществ: учеб. для вузов. М.: Академия, 2006.

7. Лиходед В.М. Экология: учеб. пособие для СПО. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10. Одум Ю. Экология. В 2 т. Т. 1,2. М.: Мир, 1986.

17. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2000.

.

 

Содержание

 

ЗАНЯТИЕ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ………………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 2.АДАПТАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ  
ЗАНЯТИЕ 3.ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕ СЕЗОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ  
ЗАНЯТИЕ 4. природныЕ популяциИ……………………………..  
   
ЗАНЯТИЕ 5. ЭКОСИСТЕМА. ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СВОЙСТВА………………………………………………………………  
ЗАНЯТИЕ 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭКОСИСТЕМ...  
ЗАНЯТИЕ 7.КРУГОВОРОТ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В АГРОЦЕНОЗАХ  
ЗАНЯТИЕ 8.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ, ТЕРРИТОРИИ, ПОПУЛЯЦИИ И ОСОБИ ПО КОМПЛЕКСУ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ  
ЗАНЯТИЕ 9.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СУКЦЕССИИ  
ЗАНЯТИЕ 10. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………….  
ЗАНЯТИЕ 11. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………..  
ЗАНЯТИЕ 12.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  
ЗАНЯТИЕ 13. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ……………………………………………………..    
ЗАНЯТИЕ 14.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЗНЕНИ, ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА  
ЗАНЯТИЕ 15. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. ВОЗДЕЙСТВИЕ СБРОСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД………...    
ЗАНЯТИЕ 16.ОХРАНА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОЧВ  
ЗАНЯТИЕ 17.ЭКОНОМИЧЕСКИ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..  
   

 

 

Учебное издание

 

 

Мамеева Виктория Евгеньевна

Силаев Андрей Леонидович

 

 

Экология

 

 

Редактор Лебедева Е.М.

 

 

_____________________________________________________________

Подписано к печати 8.12.2013 г. Формат 60 х 84 1/16.

Бумага офсетная. Усл. п. л. 11,04. Тираж 100 экз. Изд. № 1524.

_____________________________________________________________

Издательство Брянской государственной сельскохозяйственной академии

243365, Брянская обл. Выгоничский район, с. Кокино, Брянская ГСХА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: