Профилактика и коррекция девиаций осуществляется посредством организации совместной деятельности педагога (психолога, социолога, психотерапевта и т.д.) и подростка. Эффективность коррекционного воздействия определяется целенаправленным, комплексным, воспитательным характером, применением на практике личностно-ориентационного, личностнодеятельностного, личностно-самоорганизующего концептуальных подходов в совместной деятельности педагога и подростка, соблюдением ряда педагогических условий, специфичных для разных направленностей деятельности, созданием гуманизирующей отношения среды и т.д.
Взаимодействие личности подростка с окружающей средой и деятельностью, согласно исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, оказывают решающее значение на формирование психики и соответственно поведенческих ориентиров в онтогенезе. Личность в подростковом периоде осваивает этапы мотивационно-ценностного формирования, значит, и воздействовать на этот процесс наиболее целесообразно в этом периоде. Коррекционная работа с подростками девиантного поведения по своей сущности представляет собой влияние на мировоззрение подростка, воздействие на его ценностно-мотивационную ориентацию. В процессе включения подростка в целенаправленную педагогическую систему воспитания отрицательный социальный опыт заменяется положительным, социально-ориентированным, и на основе полученного позитивного опыта происходят изменения в ценностной ориентации подростка. Асоциальные, негативные ценности заменяются социально-ориентированными, в результате изменяется поведение подростка.
|
|
При организации педагогической работы с подростками девиантного поведения обязательно нужно учитывать их психолого-педагогические особенности: агрессивную, отторгающую реакцию на воспитательное воздействие, недоверчивость, конфликтность, проблемы общения, заниженную самооценку, неадекватные нервные реакции, наличие негативного опыта общения с взрослыми, проявления акцентуаций, реакций группирования [40].
С.А.Беличева считает, что эффективная ранняя профилактика отклоняющегося поведения подростков должна быть обеспечена только путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, медико-педагогического и организационно-административного.
В.А.Никитин выделяет следующие направления социально- педагогической деятельности по профилактике отклонений в поведения подростков:
Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
В рамках данного направления требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей; создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; формирование у ребенка нравственно-волевых качеств; недопущение насилия над ребенком; предотвратить приобщение подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.