Природоохранный надзор
В связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды в системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с соответствующей штатной численностью: прокурор, его заместитель, помощники прокурора, следователи. Контроль и руководство деятельностью этих прокуратур осуществляют прокуроры республик, краев и областей по месту их нахождения. Прокуратура наделена всеми присущими этому органу полномочиями. Пределы надзора ограничены надзором за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды.
Перед природоохранными прокуратурами стоят ответственные в современной обстановке задачи: добиваться ликвидации источников загрязнения, квалифицированно расследовать уголовные дела этой категории; осуществлять надзор за законностью рассмотрения этих дел в судах; решительно реагировать на факты бесхозяйственного отношения к природным богатствам, загрязнения атмосферы, воздуха, земель и водных источников. Свою деятельность по охране природы прокуроры должны осуществлять во взаимодействии с органами Госкомитета РФ по охране окружающей среды и другими заинтересованными организациями.
|
|
В предмет надзора, осуществляемого природоохранными прокуратурами, включено исполнение законов, направленных на защиту окружающей среды, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, перечень которых определяется прокурором республики, края, области, автономного округа. Над природоохранными органами, расположенными в акватории Волги, надзор осуществляет Волжский природоохранный прокурор, возглавляющий Волжскую природоохранную прокуратуру на правах прокуратуры субъекта РФ, по согласованию с прокурорами республик и областей.
Природоохранные прокуратуры осуществляют расследование экологических преступлений. Прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей при рассмотрении судами уголовных дел, надзор за расследованием которых они осуществляли, в остальных случаях государственное обвинение поддерживают территориальные прокуроры.
В гражданском судопроизводстве эти прокуроры участвуют лишь в случаях рассмотрения заявленных этими прокурорами гражданских исков. Принести кассационный протест на незаконный приговор или решение эти прокуроры могут лишь по делам, в рассмотрении которых они принимали участие. Право принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу приговоры или решения судов предоставлено соответствующему территориальному прокурору как субъекту надзорного опротестования (ст. 371 УПК). В случае необходимости принесения надзорного протеста природоохранный прокурор входит к территориальному прокурору с соответствующим представлением.
|
|
Понятие об экологической оценке производств
Экологическая оценка технологии производства — это анализ и оценка экологических последствий и экологического риска технологий в случае нормальной или аварийной эксплуатации объекта с целью доказать экологическую безопасность технологии или установить степень ее опасности.
Экологическая оценка технологий является частью экологической экспертизы существующего производства или любого проекта, поэтому необходимо дать определение экологической экспертизы технологий. Экологическая экспертиза технологий и техники — это определение экосовместимости и степени ресурсоемкости техники, а для технологии — оценка малоотходности в сравнении с выработанным нормативом или имеющимися лучшими образцами.
Экологическая оценка технологий производится при экологическом обосновании выбранного способа производства и технологии с учетом всех экологических последствий данной технологии (рис. 8). При экологической оценке технологий определяется степень экологичности и экологической опасности способов производства и технологических переделов, оцениваются выходы технологии в природную среду, делается оценка экологической опасности продукции, ее использования и хранения, а также оценивается опасность хранения и использования отходов.
Нормативная основа экологических оценок — это прежде всего соблюдение действующих нормативов технологии сырья, землеемкости, ресурсоемкости, отходности, а также санитарно-гигиенических нормативов.
Сравнивая технологические решения при разработке экологически безопасных технологий, необходимо оценить их технологическую уникальность в соответствии с существующими аналогами. После сопоставления технологических характеристик и существующих нормативов определяются ограничения для внедрения технологии и допустимые условия ее эксплуатации. Экологическая опасность технологий определяется превышением над зональными нормативами для ландшафта с учетом его антропогенного загрязнения. Если на завершающей стадии экологических оценок отмечается высокая опасность технологий, необходима разработка технологической альтернативы.