В ней свидетелъствованы древние.
Прежде, чем наш писатель сможет проиллюстрировать широкие возможности веры, существует ещё один принцип, который он хотел бы представить своим читателям. Этот принцип содержится во втором стихе нашей главы - самом коротком, но во многом самом главном. Принцип таков: вера может вершить чудеса, потому что она высвобождает волю человека для совершения того, что ранее было ему недоступно.
Когда наш писатель переходит от общего описания веры на основании 1-го стиха 11 гл. поел. Евр. к описанию возможностей веры на основании 2-го стиха 11 главы поел. Евр., он чётко раскрывает другую функцию веры. Эта новая функция веры просматривается в самом начале послания к Евреям, а более чётко видна в последней части главы 10, особенно, когда он говорит: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (стих 35). «Великое воздаяние» было обещанием намного большего, чем то, что до этого было связано с верой. И, тем не менее, последнее, что хочет от нас автор, - это забыть, что то большее есть ни что иное, как второстепенное следствие уверенности в Боге.
|
|
Что же тогда в первую очередь связано с верой в предыдущих главах поел. Евр.? Ответ: «Спасение». Вот то главное, о чём сообщает послание; и если мы забудем об этом, изучая эту знаменитую «главу о вере», мы не только нечестно отнесёмся к самому посланию, но и весьма обедним сами себя.
Что же это за новая функция веры? Она предоставляет человеку свободу быть тем, кем он не был до своего спасения и делать то, что ранее было для него невозможно. Мы определили веру, как уверенность в Боге. Уверенность в Боге, как противопоставление тем, кто отпал (Евр. 6:6) или колеблющимся (Евр. 10:39), является доказательством чьего бы то ни было интереса к посреднической деятельности Иисуса Христа. Уверенность в Боге в контексте смерти Иисуса и ходатайства может быть названа спасающей верой. Но «великое воздаяние», о котором автор пишет в поел. Евр. 10:35, намного, намного больше, чем уверение в спасении. Мы продолжаем доверять Богу и у нас возникает множество возможностей, которые можно испытать прямо здесь, на Земле. Такое испытание может быть названо экспериментирующей верой.
Исходя из этого, уверенность в Боге выполняет двоякую роль. Их можно назвать просто: первичная и вторичная. Спасение - первично. «Великое воздаяние» - вторично. Таким образом, мы можем говорить о вере спасающей и вере экспериментирующей. Спасающая вера готовит нас к пребыванию на Небе, а экспериментирующая - к жизни на земле. Мы не можем быть готовы к жизни, пока мы не готовы к смерти. Спасающая вера - главное. Экспериментирующая вера - второстепенное.
|
|
В таком случае, источником широких возможностей веры, описанных в 11-ой главе поел. Евр., является вера экспериментирующая.
Почему мы назвали её «экспериментирующая»? Потому что это слово подразумевает не только наш опыт, но и предлагает нам испытания на эмпирическом уровне. Чудо веры заключается в том, что она черпает силы из уверенности в Боге без наличия «видимых» вещей, но совершает деяния ясно видимые всем, кто желает видеть.
Наш писатель описывает экспериментирующую веру в поел. Евр. 11:2: «В ней свидетельствованы древние». «Это то, за что достойны похвалы древние» (NIV). В переводе с греческого языка emarturethesan - (они) «получили свидетельство». Другими словами, подобное свидетельство или доказательство пришло, как следствие веры. Такая вера может быть названа экспериментирующей, потому что производит свидетельство или результат, который может быть проверен. Пишущий это заявляет евреям-христианам, что результат был проверен и одобрен.
Теология изучает то, что в латинском языке называется ordo salutis (порядок спасения). Это немаловажно и читателю следует попытаться это усвоить. Мне хотелось бы думать, что дополнительным результатом чтения моей книги будет утончение вашего теологического вкуса. Я обещаю читателю, что он будет вознаграждён, если он не просто просмотрит эту часть, а прочтёт её очень тщательно. Ваша собственная вера и ваше понимание обогатятся, если вы научитесь думать более теологически. Это хорошее место для начала: ordo salutis. Задавать вопрос о «порядке спасения» - это то же самое, что спрашивать: «Что было раньше - курица, или яйцо? Что приходит первым - вера или благие деяния?» В шестнадцатом столетии этот вопрос был настолько важен, что в итоге «лицо» западной цивилизации радикально изменилось. Мартин Лютер был убеждён, что человек оправдан только верой - верой без деяний, а деяния будто бы осуществляются, как следствие веры, но никак не влияют на само спасение. Таким образом, вопрос заключался в ordo salutis.
Вопрос порядка в поел. Евр. 11:2 находится под угрозой непонимания. Если нам не удастся понять природу веры так, как она представлена в этом глубоком стихе, всё, что сказано далее в поел. Евр. 11, потеряет для нас большую часть своего значения. Автор просто говорит: «Верой древние получали свидетельство». Необходимо понять, что вера порождает свидетельство, а не наоборот. Следовательно, то, что они делали, не давало начало вере. То, что они делали, было результатом их веры. Таким образом, верою, а не видением великое множество деяний совершается. Но их деяния не обеспечивали им спасение. Они не пытались его заслужить. Наоборот, они уже были уверены в честности и верности Бога, который пообещал, что они это будут совершать. И всё же это была экспериментирующая вера, а не спасающая, т.е. та, которая вызывает одобрение. Спасающая вера - неосязаема; экспериментирующая - осязаема. В поел. Евр. 11 одно за другим следуют графические доказательства того, что может экспериментальным путем совершить человек, знающий, что Бог принял его. Бог, принимая людей, побуждает их. Наши желания не могут свободно проявиться через неограниченные возможности веры до тех пор, пока сначала наши сердца не убедятся, что Бог любит нас. Одним словом, спасающая вера должна прийти раньше экспериментирующей.
Это обсуждение должно помочь нам понять, как относится чисто теологическое понимание к тому, как протекает наша христианская жизнь. Многие христиане находятся в рабстве, потому что они путают, если не совсем искажают ordo salutis (хотя, может быть, никогда и не слышали этого выражения). Это зачастую происходит не только из-за убогой духовной диеты, но также из-за того, каким способом они изначально познакомились с христианством. Потому что если человеку сказали, что он должен совершать добрые деяния, чтобы спастись, он всегда будет рассматривать эти деяния, как доказательство своей стойкости. Как ни грустно, но убеждённость никогда не приходит подобным путём. Потому что как же нам узнать, достаточно ли, в конце концов, того, что мы делаем, для создания твёрдой убеждённости. От стремления получить веру путём деяний всего один шаг до стремления получить таким же образом и спасение. Автор поел. Евр. не знает таких примеров. Когда он говорит, что верою древние получали свидетельство, он уверен, что к этому моменту смог показать, что вопрос спасения (или уверенность в нём) равносилен вопросу: «Что может вера творить на земле?»
|
|
Можно сказать иначе: спасающая вера находит место в сердце (или разуме), а экспериментирующая - в желании. Слова «сердце» и «разум» очень часто в Писании заменяют друг друга (Евр. 8:10 и 10:16); но суть в том, что спасающая вера - это вера в то, что сделал для нас наш Примиритель Иисус Христос. Спасающая вера - это не «согласие» разума, а, скорей, убеждённость сердца (Римл. 10:10), что Иисус Христос сделал всё, что необходимо для нашего спасения. Таким образом, спасающая вера пассивна. Она - созерцательна. Это - видение того сверхъестественного, что сделал Xpucmocl «Мы видим, что... Иисус...» (Евр. 2:9).
Экспериментирующая вера, с другой стороны, - это «желание», «деяние». Она активна. Она также побуждаема своим объектом - Господом Иисусом Христом. Это «видение Сына» (Иоан. 6:40) возбуждает определённую активность в том, кто имеет спасающую веру. Экспериментирующая вера черпает вдохновение от спасающей веры. Спасающая вера, следовательно, ведёт к покаянию (признанию: «Я был не прав»). Спасающая вера очищает и приводит к благим деяниям. Она заставляет вершить деяния! И, тем не менее, верующий может упасть духом и нуждаться в предупреждении и ободрении, для истинного побуждения. Именно эту цель ставит перед собой автор послания к Евреям. Он хочет, чтобы эти евреи-христиане не только увидели реальную опасность того, что случилось с теми, кто «колебался» (Евр. 10:39), но и неограниченные возможности для тех, кто не отверг своего доверия. Таким образом, представив своё общее определение веры в поел. Евр. 11:1, он показывает экспериментирующую природу уверенности в Боге: «В ней свидетельствованы древние».
|
|
Доктрину спасения благоволением только через веру всегда можно было обвинить в антиномии 2, т.е. уверенности в том, что можно жить, не подчиняясь закону и всё же оставаться христианином. Апостол Павел снял это обвинение (Римл. 3:8). Но, как сказал доктор Д. М. Ллойд- Джоунс, до тех пор, пока наше Евангелие обвиняют в антиномии, оно, похоже, будет недопонято! Потому что спасающая вера - это признание Иисуса Господом и уверенность в сердце, что спасение стало истинно нашим благодаря исключительно Его деяниям! Мы должны уяснить это для себя. Мы не ставим перед собой задачу ещё большей детализации начальных глав поел. Евр., поскольку там и так более чем ясно сказано: Иисус Христос — наш Посредник, Сам совершил всё, что требовалось от нас.
Следовательно, наш автор, говоря, что вера получает благое свидетельство, показывает, что, будучи поначалу спасающей, вера превращается в экспериментирующую. Это также и его способ опровержения обвинения в антиномии. Он уверен, что мы полностью свободны для благих деяний, потому что мы полностью уверены в своём спасении. Потому что деяниями экспериментирующей веры мы не доказываем сами себе, что спасенье Мы просто знаем это. К этому времени нам уже не нужно убеждаться в том, что мы спасены. Но, тем не менее, благое свидетельство доказывает, что спасающая вера никуда не исчезла. Здесь есть один тонкий момент. Понимание этого различия не даёт ни малейшего удовлетворения. Если кто-то стремится «совершать» определённые вещи, чтобы доказать себе, что он спасён, это выдаёт его сомнение по поводу того, что всё это время он был спасён. Это также показывает, что этот человек не убеждён «видением» Иисуса. Поэтому не следует сеять благие деяния, чтобы доказать факт спасения самим себе. Когда человек занят этим, его святость побуждаема личными мотивами. Он не будет истинно свободным для совершения благих деяний, пока не оставит позади вопрос собственного спасения; с этим придётся столкнуться каждому, кто хочет по-настоящему следовать за великими личностями 11 гл. поел. Евр. «Благое деяние» достойное похвалы, в конечном итоге является следствием того, что мы не позволяем своей правой руке делать то, что делает левая рука.
И, тем не менее, это «доказывает» истинную веру. Каждый может это увидеть. Это поражает мир, не оставляя ему никаких оснований для того, чтобы обвинить нас. Это снимает обвинение в антиномии. Это показывает, что человек так переполнен милостью Божьей, что не может удержаться, чтобы не доказать эту наполненность своим послушанием. Потому что, чтобы получить только намёк на Божью верность, необходима твёрдая убеждённость в этой Его верности Своему Слову о том, что Он будет поддерживать нас. Может весьма понадобиться отрезвляющее напоминание о необходимости послушания, поскольку все мы склонны иметь плохую память и можем на мгновение забыть «...об очищении прежних грехов своих» (2-е Пет. 1:9). Достойное похвалы деяние или свидетельство нашей веры, следовательно, находится в нашем распоряжении, чтобы мы могли, открыто делать «твёрдым звание и избрание» своё (2-е Пет. 1:10). Но только тот может это сделать, кто уже знает, что ему дана самая «драгоценная вера по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2-е Пет. 1:1).
Наш писатель говорит нам, что «древние» старейшины получали эти свидетельства. То есть от самих людей. Не только вера, которая достойна похвалы; люди тоже. И не только наша вера достойна похвалы, но и мы тоже. Вера сама по себе невидима и никак не может показать себя без посторонней помощи. Вера демонстрируется людьми. Мир видит нас - живущих личностей, реальных мужчин и женщин, которые существуют в реальном мире, как все остальные. И для этого мира не имеет значения, во что мы верим вне его. Для него имеет значение то, что мы делаем.
И, кроме того, по нашим деяниям Бог позволяет нам быть восхваляемыми и даже почитаемыми за то, что мы в любом случае делать обязаны. Наш писатель показывает нам этих людей. Он называет их по именам. Они совершают чудеса не для того, чтобы однажды их назвали замечательными людьми. Такое никогда не приходило им в голову. Но похвала - вот что они получают. Они почитаемы даже Богом. То же будет и с нами, но при условии, что мы не позволим нашей правой руке знать, что делает левая.
III.
Вера и создание мира