Тема сотворения мира решительно усугубляет серьёзность вопроса о вере. Рано или поздно понятие создания мира, как противоположное понятию эволюции, возникает перед современными христианами и тема веры со ссылками на создание мира зачастую является самой затруднительной. Многие хотят верить в Бога и наслаждаться начинаниями веры, как воители из 11 главы поел. Евр. Но они нередко предпочитают не отягощать себя верой в то, что сообщает о создании мира Бытие. Разумеется, многие испытывают благоговейный трепет перед Енохом, Авраамом и Моисеем, но считают возможным отступать от представления, что сотворение мира - это Божий акт.
Автор поел. Евр. не позволит нам этого. В самом начале 11-ой главы он заставляет нас столкнуться с вопросом создания Богом мира exnihilo (из ничего). Он не позволит нам перейти в лагерь стойких приверженцев веры до тех пор, пока мы не выясним, что мир был создан только Богом. В настоящее время трудно найти более подходящую проблему; она, без сомнения, самая острая проблема нашего поколения. Я знаю, что самый простой инструмент, используемый сатаной для нападок на историческое христианство - это теория эволюции. Сегодня большинство людей принимают теорию эволюции, в общем, без возражений, и многие ведущие богословы и пасторы поддались духу века и сделали Библию приложением к этой самой последней научной теории. Моя точка зрения такова, что никто из нас не осмелится ожидать познания такой веры, какая была у этих великих людей до тех пор, пока мы, так же, как и они, не уверуем, что мир был создан Богом.
|
|
У меня также есть теория, которую я хочу представить читателю на этом этапе своей книги. Она такова: каждое поколение христиан имеет свою стигму [1] , которой сурово проверяется вера каждого. Например, во времена церкви первого поколения существовало мнение, что Иисус из Назарета является завершением Ветхого Завета. Это была особая стигма, которую евреи приняли, оказавшись лицом к лицу с правящей элитой, поддерживающей храмовые культы. В конце первого столетия остро стала проблема, кому молиться: Христу, или Цезарю? В конце четвёртого столетия споры сконцентрировались вокруг вопроса о том, был ли Иисус так же вечен, как Бог, и по Своей сути подобен Всемогущему Богу? Во времена Лютера это был вопрос: «Чем может быть оправдан человек — верой или деяниями?» Это только некоторые примеры того, что я имею ввиду, и этот список я могу продолжать и продолжать. Самый горячо оспариваемый вопрос любого времени - это истина, но истина, которую поддерживает меньшинство и поэтому она выглядит глупостью, а её сторонники - глупцами. В своё время Афанасий [2] остался в одиночестве, когда отстаивал точку зрения, что Иисус есть Бог. Сверкая своими чёрными глазами, он парировал: «Если мир против Афанасия, то Афанасий - против мира».
|
|
Сегодня ничего не изменилось. Можно считать, что наш вопрос с точки зрения угрозы, которую он представляет Библии, беспрецедентен. Можно испытывать страх по поводу того, что Библия будет опровергнута, а христианство вымрет. Но нет ничего нового под солнцем. У каждого поколения есть своя стигма, которой проверяется стойкость верующего, а предмет обсуждения всегда тот, который появляется, чтобы нанести решающий удар по Истине. Возникают такие аргументы, о которых и не думали раньше; на первый план выдвигается свидетельство, которое кажется абсолютно новым; собираются доводы, указывающие на невозможность веры в то, во что верили апостолы. То же самое и сегодня; мы живем после ньютоновской эры. У Святого Петра, Афанасия, Лютера и Кальвина не было никаких неприятностей относительно веры в сотворение мира ex nihilo] они также верили, что земля была плоской (этому уже есть возражение). Сегодня новый день, как часто говорят, и мы должны выработать веру, которая совместима с современной наукой. Следовательно, стигма нашего поколения, на мой взгляд, - это неприятие теории эволюции и неуклонное отстаивание истины создания мира Богом: «...из невидимого произошло видимое».
За вопросом противостояния теории эволюции и сотворения мира скрывается сама природа веры: или мы будем верить в Бога так, как Он сказал, следуя Его собственной чистоте, или мы станем на сторону эмпирических доказательств на уровне природы. Суть веры в следующем: действительно ли мы верим Слову Божьему, ради самого же Слова, или, прежде чем сможем поверить Господу, отдаём должное эмпирическому методу?
Скажем иначе: первично ли внутреннее свидетельство Духа (имеет ли Он превосходство) по отношению к внешнему свидетельству. Вопрос отражён в природе самой спасающей веры. Являемся ли мы христианами, потому что смотрим прямо на Христа, или нам необходимо ждать какие-то другие доказательства факта нашего спасения (например покаяния и благих деяний). Благая Весть состоит в том, что мы знаем о том, что приняты благодаря Иисусу Христу. Но если у нас есть необходимость созерцания собственных деяний для обретения уверенности, а отсюда стойкости, тогда наше спасение не дано нам только милостью. То же самое происходит и с верой в Писание. На самом ли деле мы верим, что Библии создана внутренним побуждением, «которое вдохнул Бог» (тайным свидетельством Святого Духа), или мы приходим к заключению, что правда в Библии прямо пропорциональна внешнему свидетельству (т.е. археологическому и научному подтверждению)? Здесь проблема заключается в следующем: аналогия природы против аналогии веры.
Стигмат нашего поколения - это вера без эмпирических доказательств в то, что мир создан Богом. В любом случае, никто не доказал, что реальное эмпирическое доказательство на первом месте. Изредка молодым людям в школах указывают, что теория эволюции - только теория. Многим менее признают, что огромное побуждение к вере в эволюцию - нечестивый заговор против христианства. За поиском доказательств теории эволюции скрывается в большей степени эмоциональный настрой против взгляда некоторых людей на Бога. Джордж Бернард Шоу подытожил это: «Если бы вы могли понять, как невыносимо был угнетаем мир представлением, что всё происходящее - личный каприз капризного Бога, у которого опасный, ревнивый и суровый характер, вы бы поняли, каким образом мир переметнулся к Дарвину». И всё же, дарвинизм ещё нужно доказать, только поэтому существует несколько теорий эволюции. В любом случае, подразумеваемое эмпирическое свидетельство для любой из теорий неубедительно.
|
|
Я подозреваю, что реакция нашего поколения на стигму сегодняшнего дня показывает, как бы мы реагировали на стигму дня прошедшего. Разумеется, то, как мы проходим испытание нашего поколения, определяет наше место, в предыдущей эре. Некоторые из нас искушаемы желанием жить в то или другое время. Многие не хотели бы жить во время великого гонения, потому что они боятся, что не выдержали бы этого. Есть способ узнать, выдержали бы вы или нет: на это указывает ваше отношение к тому, что дано вам сейчас. Очень просто. Мы не слабее и не сильнее, чем мученики; не умнее и не глупее их, и природой нам дано не больше и не меньше мужества; и по природе своей мы не более духовны, чем кто-либо живший в предыдущие века. Духовность - это в первую очередь не естественный дар. Иисус сказал: «Верный в малом и во многом верен...» (Луки 16:10). Если мы сохраняем верность откровению, данному нам Богом сегодня, это служит достаточным доказательством, что мы заняли бы правильную позицию в решении вопросов, стоявших перед предыдущим поколением. Люди из 11 гл. поел. Евр. приняли стигму своих дней.
Нельзя не отметить, что более чем половина 11 гл. поел. Евр. посвящена книге Бытие. Благодаря только этому одному мы можем увидеть, как уместно это послание к Евреям в настоящее время. Атаки на христианство в наши дни в основном концентрируются в двух, направленных против Бога, движениях: (1) приукрашивание философии Гегеля и (2) модификация идеи Чарльза Дарвина. Приукрашиванием философии Гегеля я, в основном, объясняю возникновение высшего критицизма и марксизма. Эти силы вместе с отрицанием создания мира ех nihilo за последнее время сделали больше для подрыва веры в Библию, чем что-либо ещё. В двадцатом столетии современная церковь значительно уступила этому течению и, как следствие, сегодня чрезвычайно сложно найти верующего или богослова, который не верит в одну из форм теории эволюции. Заговор против Библии сосредоточился главным образом на книге Бытие.
|
|
Автор поел. Евр. замечает, что он верит «что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое». Это утверждение очень тщательно продумано, оно содержит всё необходимое для того, чтобы показать невозможность одновременного признания и эволюции и создания мира ex nihilo. Следует заметить, что автор говорит, будто верой мы «доказываем», что миры были созданы словом Божьим. Это указывает на ошибку, допускаемую многими. Некоторые чувствуют необходимость потратить много времени на доказательство определённых вещей с целью становления веры. Иногда я задаюсь вопросом: не появляется ли эта необходимость из некоторого недопонимания Библии? В моих файлах имеется сообщение о том, что лабораторным путем доказана возможность непорочного зачатия у высших млекопитающих. Для некоторых - это доказательство, что чудесное рождение Иисуса, в конце концов, возможно! Мы не ставим перед собой задачу оправдать веру нахождением аналогов на уровне природы, скорее выдержать стигмат так же, как мы терпим распятие Христа. Пусть нас лучше осудят и осмеют, чем мы будем стремиться оправдать в лице остальных свою веру в Библию.
Автор также не говорит, что наше понимание от «науки». Ошибка многих состоит в предположении, будто наука должна быть правильной, а её утверждения - безошибочными. Между прочим, что такое «наука»? Часто забывают, что термин «наука», используемый в медицине и теологии, весьма туманен и не предполагает абсолютного согласия. Многие люди, слушая одного учёного, считают, что они слышат голос «науки»! Учёные - это люди, который имеют знаний более чем остальные, и почти каждый из них специалист только в своей области, зачастую не принимающий во внимание то, что происходит вне поля его деятельности. Эти учёные, между прочим, ни чем не отличаются от простых смертных и, как обычным людям, настроенным против Бога, им вовсе не сложно принять некую теорию эволюции. Мир, в основном, не знает о возрастающем числе компетентных, блестящих учёных (христианах и не христианах), которые вообще не верят в эволюцию.
Наш писатель говорит: «Верою познаём». Будучи уверенными в Боге, мы познаём. «Начало мудрости - страх Господень, и познание святого - разум» (Прит. 9:10). Верой в Бога мы прорываемся к знанию. Следовательно, будучи уверенными в Боге мы познаём, что время и пространство созданы Его словом. Может случиться так, что через пятьдесят или сто лет всё больше и больше учёных будет верить в это даже через эмпирические знания. Не стоит этому удивляться. Потому что, в конце концов, эмпирическому знанию не удалось сделать свою теорию более, чем теорией. Интересно, насколько, в общем, отстала наука, будучи результатом безоговорочного восприятия эволюционного мышления. И, тем не менее, если бы большинство учёных стали отрицать теорию эволюции, это не должно бы было стать причиной более скорого восприятия библейской точки зрения. Потому что «верою» мы верим в создание мира и это - на первом месте.
Поел. Евр. 11:3 говорит нам, что верою «мы» познаём. «Мы» понимаем, а другие может быть и нет. «Мы» - да. Кто такие «мы»? Компания верующих. Мир может и не понимать. Многие учёные могут не понимать. Но «мы» понимаем - мы, которые являемся семьёй Божьей. Потому что создание мира - это в действительности семейная тайна. Это что-то такое, что мы познаём верой. Никогда и не предполагалось, что это будет понято теми, кто не принадлежит семье. Нельзя поверить в создание мира, а потом быть принятым в семью. Скорей мы принимаемся в семью, а потом узнаём истину. Одна из проблем, которую некоторые христиане создают сами себе, заключается в том, что они начинают защищать семейную тайну, и она становится семейным скандалом. Христианин никогда не должен извиняться за откровение, данное Святым Духом, не учитывая, придут ли когда-нибудь к подобному убеждению те, кто находится вне семьи.
Если бы вы спросили меня, почему я верю, что Бог создал время и пространство из ничего, то, кроме того, что Бог правдив и верен Своему слову, я бы ответил: «сила Божья - в моей жизни». Когда я рассуждаю о том, что сделал для меня Бог, я нахожу книгу Бытие, самую простую на земле для понимания. Если Бог способен спасти меня, значит, Он способен спасти каждого. Если Бог способен спасти каждого, значит, Он может всё.
Следовательно, верой мы познаём. Что именно мы познаём? Это то, что вещи, которые «произошли» (время и пространство), были созданы не из видимого и не из того, что уже существовало. Это суть создания мира «из ничего». Верою мы познаём, что время, пространство и всё существующее было создано словом - командой - Бога, так что вещи, которые существуют, были вызваны к существованию из ничего голосом Бога. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Это, разумеется, перебегает дорогу пантеизму, утверждающему, что всё есть Бог - цветы, птицы, люди и вся природа. Природа - это Бог. Пантеизм допускает вечность материи, считает, что время, пространство и материя были всегда. Автор нашего послания не был пантеистом. Он также не был сторонником панентеизма, утверждающего, что всё есть в Боге, нечто среднее между пантеизмом и теизмом. Таковой была позиция Пола Тиллича, и многие следовали за ним, потому что в этом они нашли укрытие на перепутье между атеизмом и христианством. По словам Харвея Кокса, Тиллич - это «необходимый утешитель тем, кто вырос в вере, в которую они больше не могут верить». Те, кто были привлечены идеей пенентеизма (но также многие, кто никогда не слышал этого термина) подписываются под идеей теистической эволюции. Некоторые даже уверены, что могут одновременно оставаться сторонниками создания мира ex nihilo и эволюции. Их точка зрения заключается в том, что именно путём эволюции Бог сделал вещи такими, какими они есть сегодня.
Сторонники теистической эволюции основывают свои взгляды не на Библии, а на природе и «науке». Те, кто верит в теистическую эволюцию, уверены, что вышеупомянутое внешнее свидетельство первично по отношению к внутреннему свидетельству Они приходят к заключению, что поскольку такое множество ученых верят в эволюцию, значит, что-то в этом есть; вот они и начинают с вывода, что, возможно, эволюция - это правда, но и Библия - это правда, в соответствии с их позицией. И всё же наш писатель говорит нам, что видимое нами на уровне природы не было создано из видимого или из того, что существует сейчас. Любой эволюционный взгляд принимает на веру тот факт, что всё, возникающее сейчас или существующее, развилось до своего сегодняшнего состояния и развилось из существующего. Накладывать имя Бога на образ мышления, который никогда не стремился совпасть с Писанием, означает не только возвеличивание атеизма, но и предательство, которое начинается не с простого утверждения вдохновенного слова Божьего. Вещи, которые «видимы» (phainomenon - буквально означает «то, что видимо») «не были сделаны» (gogenenai - буквально означает «вызваны к существованию») «вещами, которые действительно существуют» (blepomenon - буквально означает «то, что видимо»). Если бы автор послания к Евреям познакомился сначала с цивилизацией 1900 годов и захотел бы заявить, что категорически не принимает никаких эволюционных взглядов, он всё равно не смог бы высказать это лучше.
Принимать чью-то точку зрения о происхождении от природы - значит, допускать, что природа надёжна. Но природа «проклята» (Быт. 3:17) и, как следствие, перестала быть надёжным средством или зеркалом, отражающим мировые эпохи, перестаёт быть самостоятельным путём. Таким образом, совершенно не удивительно, что «наука» постоянно меняется. Научный словарь сегодняшнего дня через десять лет станет негодным и всё же теологи продолжают следовать за современной наукой. Какая «наука» претендует сегодня на звание истинной, теологи, вероятно, скажут завтра. Как жаль, что происходит именно так! Этой теологии следует прокладывать путь и внушать учёным уважение к Всевышнему Богу. Однако многие учёные достаточно честны и признают свою несостоятельность. Один известный учёный, живущий на восточном побережье Америки, недавно отметил, что сторонники теории эволюции не в состоянии посмотреть в лицо тому факту, что эта теория прямо противоречит некоторым из самых упрочившихся в научном мире законов. Рассыпаются некоторые уже принятые основополагающие принципы. Не следует этому удивляться и не обязательно ободряться этим, потому что «верой» мы познаём!
Признавая создание мира «из ничего», мы фактически признаём возможно самое глубокое из того, что может быть сказано о Боге: Он всегда был. Более того, это означает, что Он не всегда создавал. Панентеистическая точка зрения заключается в том, что Бог - Создатель, потому что создавать - это Его неотъемлемая суть. Он создавал всегда. Если это правда, то за этим следует, что не существует таких вещей, как «начало» времени, пространства и материи. Но одна из самых мудрых вещей, которые мы можем сказать о Боге, это то, что начало было. В этом «прежде» не было ничего, кроме Бога! Бог стал Создателем, потому что Он предпочёл создавать.
Однако, верить в это сегодня не только означает находиться среди большинства; часто это означает быть объектом насмешек и выглядеть глупцом. Но не будь этого момента, нашёлся бы какой-нибудь другой, точно так же подвергаемый осмеянию. Потому что у каждого поколения есть своя стигма, которой проверяется каждый верующий. Мы не должны отступать от креста или пытаться оправдывать веру. Если мы не принимаем стигмат, который есть то «малое», нет смысла надеяться пройти по пути этих великих людей, которые были верны во «многом».
IV.
Каин и Авель