Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу

Енох - один из самых неярких, но один их самых благочестивых лю­дей Ветхого Завета. Всего восемь стихов Библии рассказывают нам о нём всё: шесть стихов из книги Быт. 5:18-24; поел. Иуды 14 и поел. Евр. 11:5. Может показаться, что перед автором послания к Евреям лежала книга Бытие, когда он собирал свидетельства Ветхого Завета, чтобы доказать, что в понятии веры нет ничего нового. Таким образом, когда он подошёл к 5 главе книги Быт, к теме о Енохе, он макнул ручку в чернила и вписал имя Еноха в список тех, кто прославился «верою».

Об этом человеке, Енохе, на самом деле известно очень мало, но, тем не менее, того, что известно о нём, вполне достаточно, чтобы выделить его среди современников. Мы знаем о Енохе следующее: кто был его отец (Иаред) и что он пережил своего сына Еноха на 435 лет; что Енох был отцом Мафусала, который прожил дольше всех персонажей Биб­лии (969 лет); что сам Енох «ходил перед Богом»; что в возрасте 365 лет он исчез, «потому что Бог взял его»; и что в течении жизни он про­рочествовал о Втором Пришествии Христа (поел. Иуды 14).

Автор послания к Евреям может быть и пропустил Еноха, но я подо­зреваю, что сообщение «Енох ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24) завладело его вниманием. Потому что автор знал, что подобное не могло произойти с Енохом, если бы он был далёк от веры. Мы ничего не знаем об отце Еноха; вероятно, имя Иаред стало известным благодаря его сыну «Сын мудрый радует отца» (Пр. 10:1), а самому Иареду было о чем порассказать за эти 435 лет, ко­торые он прожил уже после исчезновения Еноха. Енох исчез будучи человеком среднего возраста (в соответствие с продолжительностью жизни в те времена), но всю свою сравнительно короткую жизнь он ходил пред Богом и так был наполнен Духом Божьим, что ясно видел даже не первое пришествие Христа, а второе. Вероятно, Енох своим именем невольно положил начало своего рода традиции и стал леген­дарным образом для Израиля. На него ссылались в Апокрифических книгах (кн. Прит. Царя Соломона 4:10 и кн. Екклес. 44:6).

Исчезновение Еноха выделило его из ряда современников, именно в его исчезновении заключается его тайна: Енох «ходил пред Богом». Хотя, наверняка, Енох не был человеком, которого современники за­хотели бы увековечить! А знаете ли вы, что автор послания к Евреям, обращаясь к книге Бытие, как к источнику для написания своей книги, пропустил ещё другого Еноха? Другой Енох был сыном Каина (Быт. 4:17) и без сомнения Енох, сын Каина, по стандартам того времени был более выдающимся. По имени Еноха, сына Каина, был назван первый город, упоминаемый в Библии. Сколькие из нас могут похвастаться, что в их честь построены или названы их именем города?

Похоже, если бы вы жили в те времена и вас попросили бы предска­зать, имя которого из Енохов останется в истории, вы бы выбрали того, чьим именем был назван город. Разумеется, вы бы предположили, что в истории останется имя того Еноха, который так широко известен. Вероятно, вы даже до сей поры не знали имени этого второго Еноха. Герой этой главы сегодня широко известен, но в своё время о нём знали немногие. У нашего Еноха не было города, названного его именем. Так­же не сказано, что он оставил после себя славное наследие или обладал великими дарами; нет ни намёка на то, что он был одарённым орато­ром или был наделён какими-нибудь выдающимися личными качества­ми. Ещё менее вероятно, что он был лидером харизматов. Мы нигде не прочли, что он хоть чем-нибудь прославился в своё время. Скорей все­го, что он вообще не был известен, пока не пропал! «Ибо кто может считать день сей маловажным...?» (Зах. 4:10). Его гениальность заклю­чалась в следующем: он ходил пред Богом.

Возьмём тех, о которых так много написано сегодня, к примеру тех, кого вы видите на телеэкранах. Возьмём кинозвёзд, авторов бестселле­ров, крикливых политиков. Вопрос заключается в том, вспомнят ли их вообще последующие поколения. Даже через двадцать лет. Скорей всего предметом обсуждения был не тот Енох-город, а тот Енох, который ходил пред Богом. Я хорошо помню то чувство, которое я переживал во время пребывания в хай-скул в Эшленд, штат Кентукки. Я редко встречал своё имя на страницах школьной газеты или ежегодника и значительно реже моё имя встречалось среди имён «претендентов на успех». Этот недостаток признания положил начало моему глубокому комплексу неполноценности. Но через несколько лет, будучи в своём родном городе, я поинтересовался этими людьми. Трудно представить, как я был шокирован, когда узнал, что многих из тех «самых обещаю­щих» постигли ужасные жизненные трагедии.

Эти примеры я привёл для ободрения молодых людей или студен­тов, читающих эти строки. Я знаю, что такое желание быть принятым. Я знаю, что такое желание понравиться; не стать известным, а просто понравиться. Мне знакомо чувство боязни быть «не таким, как все», потому что у тебя иные религиозные убеждения. Я знаю, что такое быть отвергнутым только потому, что ты не являешься частью «толпы». Но я вам обещаю, можете ловить меня на слове: через пять лет, (которые могут показаться вам такими долгими, но уверяю вас, что это не так!), у вас будут совершенно другие перспективы по сравнению с «толпой», которая сегодня так сильно занимает ваше внимание. То, что сегодня кажется вам таким важным, через весьма короткое время станет почти незначащим. Я скажу вам, что учитывается и что имеет значение: хож­дение пред Богом. Учитесь не поддаваться давлению своего возраста. Молодые люди, учитесь говорить «нет»; сохраняйте чистоту и не под­давайтесь тому, чего желают представители противоположного пола. Докажите, что вы христиане, не поддаваясь искушению.

Автор послания к Евреям прошёл мимо первого Еноха. Но это не всё, что пропустил автор. А что вам известно об Иавале, Иувале и Тувалкаине? Знаете о них? Давайте я расскажу. Иавал, Иувал и Тувалкаин были пра-пра-пра-пра-правнуками Каина. Иавал был отцом хозяйского дела; Иувал - первым музыкантом, а Тувалкаин - основоположником ме­таллообрабатывающего ремесла, а также первым скульптором. Други­ми словами, эти три человека, стояли у истоков искусства и науки. Эти­ми тремя более полно оформилась доктрина обычной милости. Эти люди были благословлены особыми дарами и талантами. Они облада­ли особыми способностями и знаниями. Нельзя недооценивать это.

Благодарим за это Господа. Спасибо Богу за развитие сельского хозяй­ства, за звуки музыки, за те предметы, которые обеспечивают наши удобства. Спасибо Ему за медицину. Спасибо Ему за электричество.

И, тем не менее, автор поел. Евр., в поисках верующих прошёл мимо этих троих, несмотря на то, что они были известны своим современни­кам. Многие известные люди не являются христианами. Многие изве­стные люди или похоронены в Вестминстерском Аббатстве или с чес­тью там отмечены их имена, но мне бы не хотелось быть на их месте, когда они будут стоять на Суде. Вклад великих людей должен быть оценен. Кроме этого, Иавал, Иувал и Тувалкаин ничем особым в кн. Быт. не отмечены. Но есть милость, значительно более важная, чем обычная милость, поскольку все люди ограничены обычной милостью для всех (вот почему она называется «обычная»). Но «не во всех вера» (2-е поел. Фес. 3:2).

Енох не был выдающимся человеком. Но он ходил пред Богом. Ав­тор послания к Евреям добавляет, что он «угодил Богу». Там не сказа­но, что Енох угодил своим друзьям, потому что это трудно сделать. Там не сказано, что Енох угодил своей семье, потому что это иногда трудно сделать. Там сказано, что он угодил Богу тем, на что способен каждый из нас - верою.

Вы можете спросить: «Во что верил Енох? Что сказал ему Бог? Если вера - это уверенность в Боге, то какой была эта уверенность, что ей так предан был Енох?» Автор послания к Евреям отвечает нам: «Ве­рою Енох переселён был так, что не видел смерти...» Бог раньше пообе­щал Еноху, что тот не умрёт, иначе этот стих не имеет смысла. Енох не был переселён для того, чтобы поверил; совершенно очевидно, что он в первую очередь верил. Он верил, что не увидит смерть, и его вера до­билась переселения Еноха на Небеса. Еноха, который избежал смерти.

Вы можете спросить: «Какое предварительное условие вызвало уве­ренность, что Бог явит такое Еноху?» Отвечаю так: «Богу для сверше­ния подобного не нужны никакие предварительные условия, а также Ему не нужно делать что-то дважды». Но почему Бог перенёс Еноха на Небеса и позволил ему миновать леденящие воды смерти? Я предла­гаю две причины. Во-первых, ради самого же Еноха. Бог наслаждается общением с нами и относится к каждому в отдельности так, как будто

Ему больше некого любить. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Во-вторых, ради всего поколения, к которому принадлежал Енох. Это служило напоминанием целому поколению о том, что есть нечто лучшее. Напоминаем, что жизнь на Земле и сейчас - это ещё не всё, поскольку существует нечто большее. Есть кое-что выше уровня и цар­ства природы. Природа - это ещё не всё. Внезапное исчезновение Ено­ха было доказательством этой истины. И не только её. Это было свиде­тельством для поколения Еноха, а также предупреждением всем жи­вущим о том, насколько глубок и серьёзен был грех Адама.

Переселение Еноха на Небеса показало всем живущим, что Адаму не следовало бы грешить.

Енох верил Богу, и Бог взял его. Более того, верить Богу тогда было совсем не легче, чем сейчас. Нет ни малейшей правды в утверждении, что предыдущему поколению было легче верить в Бога, или верить Его слову. У каждого поколения есть свой стигмат, которым проверяется искренность верующего. У каждого поколения есть своё препятствие, которое должна преодолеть вера. Каждый верующий каждого поколе­ния рано или поздно становится перед дилеммой: выглядеть ли ему глупцом и простаком, если он верит Богу.

Во времена Еноха для веры существовало два препятствия, которые могли помешать ему ходить пред Богом. Первое - это процветание се­мьи Каина. С этой стигмой Енох был вынужден столкнуться лицом к лицу, потому что Иавал, Иувал и Тувалкаин были символами преуспе­вания и временной славы. И, тем не менее, нет ни малейшего упомина­ния о том, что они были верующими. Мы часто слышим, как говорят: «Если Бог есть, то почему нечестивцы процветают?» С этим вопросом сталкивается каждое поколение в истории человечества. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (Пс.36:1). Зачем продол­жать верить Богу, если благосостояние тех, кто не верит, кажется луч­шим?

Это было вторым препятствием для Еноха. Еноху было сказано, что он не умрёт, но он вынужден был видеть, как умирают все вокруг. Вы понимаете, что Енох был свидетелем смерти Адама, что Енох был жив, когда умер Адам? Адам жил 930 лет и Быт. 5:5 впервые пишет об ос­новном следствии греха Адама: «...и он умер». После смерти Адама дру­гие тоже умерли - один патриарх за другим. Не было ни малейшей причины для уверенности, что Енох тоже не увидит смерть. Одной неотъемлемой составной частью веры является то, что Бог испытыва­ет нас подобным образом: в нашей ситуации или испытании Он не ос­тавляет прецедентов. Однако вера должна быть именно такой или мо­гут появиться естественные основания для её укрепления. Бог прихо­дит к каждому, удаляя все первопричины, и нам ничего не остаётся, как только верить Ему.

Однако у нас есть нечто общее с Енохом. Многие из нас в определён­ном смысле являются продуктами Великой Реформации шестнадца­того столетия, если также не Великого Пробуждения восемнадцатого столетия. Енох был продуктом первого в истории мира великого про­буждения. Первое великое пробуждение описано в Быт. 4:26: «...тогда начали призывать имя Господа». Впервые люди хватались за имя Бога и призывали Его. Джонатан Эдвардс в Истории Деяния Искупления основательно останавливается на этой теме и показывает, что Енох был продуктом этого процесса. Кое-что говорится о царящей атмосфере, которая способствовала хождению Еноха пред Богом. Но он не мог полагаться на это пробуждение. Он должен был двигаться и верить Богу самостоятельно.

Енох верил Богу. Он ходил пред Богом. Он угождал Богу и знал об этом. А откуда он знал, что угождает Богу? Ответ таков: «Бог говорил ему, что это так», «...прежде переселения своего получил он свидетель­ство, что угодил Богу». Это нас не должно удивлять. Иоанн говорит нам, что верующий в Сына «имеет свидетельство в себе самом» (1-е Иоан. 5:10). Вы можете сказать, что одно дело - верить во Христа и совсем другое - вера Еноха, который жил во времена Ветхого Завета. Но не забывайте, что Енох пророчествовал, что придёт Господь Иисус Христос с десятью тысячами Своих ангелов (Иуды 14), потому что мы имеем дело с человеком, который так был близок к Богу, что был под­нят в духовное царство, где отсутствует чувство времени. В конце кон­цов, вера Еноха была связана Господом Иисусом Христом. Енох уго­дил Богу и знал об этом.

А вы угождаете Богу? Если вы не знаете, то я знаю, почему вы не

знаете, потому что вы пытаетесь угодить Богу своими деяниями. Ваши деяния никуда не принесут вам уверенности в том, что вы угодили Богу. Нам не сказано, что Енох был перенесен «деяниями»; скорей это произошло «верою». Если вы хотите угодить Ему - верьте Ему.

 

 

 

VI.

Угодить Богу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: