Енох - один из самых неярких, но один их самых благочестивых людей Ветхого Завета. Всего восемь стихов Библии рассказывают нам о нём всё: шесть стихов из книги Быт. 5:18-24; поел. Иуды 14 и поел. Евр. 11:5. Может показаться, что перед автором послания к Евреям лежала книга Бытие, когда он собирал свидетельства Ветхого Завета, чтобы доказать, что в понятии веры нет ничего нового. Таким образом, когда он подошёл к 5 главе книги Быт, к теме о Енохе, он макнул ручку в чернила и вписал имя Еноха в список тех, кто прославился «верою».
Об этом человеке, Енохе, на самом деле известно очень мало, но, тем не менее, того, что известно о нём, вполне достаточно, чтобы выделить его среди современников. Мы знаем о Енохе следующее: кто был его отец (Иаред) и что он пережил своего сына Еноха на 435 лет; что Енох был отцом Мафусала, который прожил дольше всех персонажей Библии (969 лет); что сам Енох «ходил перед Богом»; что в возрасте 365 лет он исчез, «потому что Бог взял его»; и что в течении жизни он пророчествовал о Втором Пришествии Христа (поел. Иуды 14).
|
|
Автор послания к Евреям может быть и пропустил Еноха, но я подозреваю, что сообщение «Енох ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24) завладело его вниманием. Потому что автор знал, что подобное не могло произойти с Енохом, если бы он был далёк от веры. Мы ничего не знаем об отце Еноха; вероятно, имя Иаред стало известным благодаря его сыну «Сын мудрый радует отца» (Пр. 10:1), а самому Иареду было о чем порассказать за эти 435 лет, которые он прожил уже после исчезновения Еноха. Енох исчез будучи человеком среднего возраста (в соответствие с продолжительностью жизни в те времена), но всю свою сравнительно короткую жизнь он ходил пред Богом и так был наполнен Духом Божьим, что ясно видел даже не первое пришествие Христа, а второе. Вероятно, Енох своим именем невольно положил начало своего рода традиции и стал легендарным образом для Израиля. На него ссылались в Апокрифических книгах (кн. Прит. Царя Соломона 4:10 и кн. Екклес. 44:6).
Исчезновение Еноха выделило его из ряда современников, именно в его исчезновении заключается его тайна: Енох «ходил пред Богом». Хотя, наверняка, Енох не был человеком, которого современники захотели бы увековечить! А знаете ли вы, что автор послания к Евреям, обращаясь к книге Бытие, как к источнику для написания своей книги, пропустил ещё другого Еноха? Другой Енох был сыном Каина (Быт. 4:17) и без сомнения Енох, сын Каина, по стандартам того времени был более выдающимся. По имени Еноха, сына Каина, был назван первый город, упоминаемый в Библии. Сколькие из нас могут похвастаться, что в их честь построены или названы их именем города?
|
|
Похоже, если бы вы жили в те времена и вас попросили бы предсказать, имя которого из Енохов останется в истории, вы бы выбрали того, чьим именем был назван город. Разумеется, вы бы предположили, что в истории останется имя того Еноха, который так широко известен. Вероятно, вы даже до сей поры не знали имени этого второго Еноха. Герой этой главы сегодня широко известен, но в своё время о нём знали немногие. У нашего Еноха не было города, названного его именем. Также не сказано, что он оставил после себя славное наследие или обладал великими дарами; нет ни намёка на то, что он был одарённым оратором или был наделён какими-нибудь выдающимися личными качествами. Ещё менее вероятно, что он был лидером харизматов. Мы нигде не прочли, что он хоть чем-нибудь прославился в своё время. Скорей всего, что он вообще не был известен, пока не пропал! «Ибо кто может считать день сей маловажным...?» (Зах. 4:10). Его гениальность заключалась в следующем: он ходил пред Богом.
Возьмём тех, о которых так много написано сегодня, к примеру тех, кого вы видите на телеэкранах. Возьмём кинозвёзд, авторов бестселлеров, крикливых политиков. Вопрос заключается в том, вспомнят ли их вообще последующие поколения. Даже через двадцать лет. Скорей всего предметом обсуждения был не тот Енох-город, а тот Енох, который ходил пред Богом. Я хорошо помню то чувство, которое я переживал во время пребывания в хай-скул в Эшленд, штат Кентукки. Я редко встречал своё имя на страницах школьной газеты или ежегодника и значительно реже моё имя встречалось среди имён «претендентов на успех». Этот недостаток признания положил начало моему глубокому комплексу неполноценности. Но через несколько лет, будучи в своём родном городе, я поинтересовался этими людьми. Трудно представить, как я был шокирован, когда узнал, что многих из тех «самых обещающих» постигли ужасные жизненные трагедии.
Эти примеры я привёл для ободрения молодых людей или студентов, читающих эти строки. Я знаю, что такое желание быть принятым. Я знаю, что такое желание понравиться; не стать известным, а просто понравиться. Мне знакомо чувство боязни быть «не таким, как все», потому что у тебя иные религиозные убеждения. Я знаю, что такое быть отвергнутым только потому, что ты не являешься частью «толпы». Но я вам обещаю, можете ловить меня на слове: через пять лет, (которые могут показаться вам такими долгими, но уверяю вас, что это не так!), у вас будут совершенно другие перспективы по сравнению с «толпой», которая сегодня так сильно занимает ваше внимание. То, что сегодня кажется вам таким важным, через весьма короткое время станет почти незначащим. Я скажу вам, что учитывается и что имеет значение: хождение пред Богом. Учитесь не поддаваться давлению своего возраста. Молодые люди, учитесь говорить «нет»; сохраняйте чистоту и не поддавайтесь тому, чего желают представители противоположного пола. Докажите, что вы христиане, не поддаваясь искушению.
Автор послания к Евреям прошёл мимо первого Еноха. Но это не всё, что пропустил автор. А что вам известно об Иавале, Иувале и Тувалкаине? Знаете о них? Давайте я расскажу. Иавал, Иувал и Тувалкаин были пра-пра-пра-пра-правнуками Каина. Иавал был отцом хозяйского дела; Иувал - первым музыкантом, а Тувалкаин - основоположником металлообрабатывающего ремесла, а также первым скульптором. Другими словами, эти три человека, стояли у истоков искусства и науки. Этими тремя более полно оформилась доктрина обычной милости. Эти люди были благословлены особыми дарами и талантами. Они обладали особыми способностями и знаниями. Нельзя недооценивать это.
Благодарим за это Господа. Спасибо Богу за развитие сельского хозяйства, за звуки музыки, за те предметы, которые обеспечивают наши удобства. Спасибо Ему за медицину. Спасибо Ему за электричество.
|
|
И, тем не менее, автор поел. Евр., в поисках верующих прошёл мимо этих троих, несмотря на то, что они были известны своим современникам. Многие известные люди не являются христианами. Многие известные люди или похоронены в Вестминстерском Аббатстве или с честью там отмечены их имена, но мне бы не хотелось быть на их месте, когда они будут стоять на Суде. Вклад великих людей должен быть оценен. Кроме этого, Иавал, Иувал и Тувалкаин ничем особым в кн. Быт. не отмечены. Но есть милость, значительно более важная, чем обычная милость, поскольку все люди ограничены обычной милостью для всех (вот почему она называется «обычная»). Но «не во всех вера» (2-е поел. Фес. 3:2).
Енох не был выдающимся человеком. Но он ходил пред Богом. Автор послания к Евреям добавляет, что он «угодил Богу». Там не сказано, что Енох угодил своим друзьям, потому что это трудно сделать. Там не сказано, что Енох угодил своей семье, потому что это иногда трудно сделать. Там сказано, что он угодил Богу тем, на что способен каждый из нас - верою.
Вы можете спросить: «Во что верил Енох? Что сказал ему Бог? Если вера - это уверенность в Боге, то какой была эта уверенность, что ей так предан был Енох?» Автор послания к Евреям отвечает нам: «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти...» Бог раньше пообещал Еноху, что тот не умрёт, иначе этот стих не имеет смысла. Енох не был переселён для того, чтобы поверил; совершенно очевидно, что он в первую очередь верил. Он верил, что не увидит смерть, и его вера добилась переселения Еноха на Небеса. Еноха, который избежал смерти.
Вы можете спросить: «Какое предварительное условие вызвало уверенность, что Бог явит такое Еноху?» Отвечаю так: «Богу для свершения подобного не нужны никакие предварительные условия, а также Ему не нужно делать что-то дважды». Но почему Бог перенёс Еноха на Небеса и позволил ему миновать леденящие воды смерти? Я предлагаю две причины. Во-первых, ради самого же Еноха. Бог наслаждается общением с нами и относится к каждому в отдельности так, как будто
|
|
Ему больше некого любить. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Во-вторых, ради всего поколения, к которому принадлежал Енох. Это служило напоминанием целому поколению о том, что есть нечто лучшее. Напоминаем, что жизнь на Земле и сейчас - это ещё не всё, поскольку существует нечто большее. Есть кое-что выше уровня и царства природы. Природа - это ещё не всё. Внезапное исчезновение Еноха было доказательством этой истины. И не только её. Это было свидетельством для поколения Еноха, а также предупреждением всем живущим о том, насколько глубок и серьёзен был грех Адама.
Переселение Еноха на Небеса показало всем живущим, что Адаму не следовало бы грешить.
Енох верил Богу, и Бог взял его. Более того, верить Богу тогда было совсем не легче, чем сейчас. Нет ни малейшей правды в утверждении, что предыдущему поколению было легче верить в Бога, или верить Его слову. У каждого поколения есть свой стигмат, которым проверяется искренность верующего. У каждого поколения есть своё препятствие, которое должна преодолеть вера. Каждый верующий каждого поколения рано или поздно становится перед дилеммой: выглядеть ли ему глупцом и простаком, если он верит Богу.
Во времена Еноха для веры существовало два препятствия, которые могли помешать ему ходить пред Богом. Первое - это процветание семьи Каина. С этой стигмой Енох был вынужден столкнуться лицом к лицу, потому что Иавал, Иувал и Тувалкаин были символами преуспевания и временной славы. И, тем не менее, нет ни малейшего упоминания о том, что они были верующими. Мы часто слышим, как говорят: «Если Бог есть, то почему нечестивцы процветают?» С этим вопросом сталкивается каждое поколение в истории человечества. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (Пс.36:1). Зачем продолжать верить Богу, если благосостояние тех, кто не верит, кажется лучшим?
Это было вторым препятствием для Еноха. Еноху было сказано, что он не умрёт, но он вынужден был видеть, как умирают все вокруг. Вы понимаете, что Енох был свидетелем смерти Адама, что Енох был жив, когда умер Адам? Адам жил 930 лет и Быт. 5:5 впервые пишет об основном следствии греха Адама: «...и он умер». После смерти Адама другие тоже умерли - один патриарх за другим. Не было ни малейшей причины для уверенности, что Енох тоже не увидит смерть. Одной неотъемлемой составной частью веры является то, что Бог испытывает нас подобным образом: в нашей ситуации или испытании Он не оставляет прецедентов. Однако вера должна быть именно такой или могут появиться естественные основания для её укрепления. Бог приходит к каждому, удаляя все первопричины, и нам ничего не остаётся, как только верить Ему.
Однако у нас есть нечто общее с Енохом. Многие из нас в определённом смысле являются продуктами Великой Реформации шестнадцатого столетия, если также не Великого Пробуждения восемнадцатого столетия. Енох был продуктом первого в истории мира великого пробуждения. Первое великое пробуждение описано в Быт. 4:26: «...тогда начали призывать имя Господа». Впервые люди хватались за имя Бога и призывали Его. Джонатан Эдвардс в Истории Деяния Искупления основательно останавливается на этой теме и показывает, что Енох был продуктом этого процесса. Кое-что говорится о царящей атмосфере, которая способствовала хождению Еноха пред Богом. Но он не мог полагаться на это пробуждение. Он должен был двигаться и верить Богу самостоятельно.
Енох верил Богу. Он ходил пред Богом. Он угождал Богу и знал об этом. А откуда он знал, что угождает Богу? Ответ таков: «Бог говорил ему, что это так», «...прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу». Это нас не должно удивлять. Иоанн говорит нам, что верующий в Сына «имеет свидетельство в себе самом» (1-е Иоан. 5:10). Вы можете сказать, что одно дело - верить во Христа и совсем другое - вера Еноха, который жил во времена Ветхого Завета. Но не забывайте, что Енох пророчествовал, что придёт Господь Иисус Христос с десятью тысячами Своих ангелов (Иуды 14), потому что мы имеем дело с человеком, который так был близок к Богу, что был поднят в духовное царство, где отсутствует чувство времени. В конце концов, вера Еноха была связана Господом Иисусом Христом. Енох угодил Богу и знал об этом.
А вы угождаете Богу? Если вы не знаете, то я знаю, почему вы не
знаете, потому что вы пытаетесь угодить Богу своими деяниями. Ваши деяния никуда не принесут вам уверенности в том, что вы угодили Богу. Нам не сказано, что Енох был перенесен «деяниями»; скорей это произошло «верою». Если вы хотите угодить Ему - верьте Ему.
VI.
Угодить Богу