| Теория
| Практика
|
1.
| Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
Климат, растительность, животный мир родного края, его рельеф, реки, озера. Транспортные магистрали. Промышленность.
Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.
| Знакомство с картой своего края. «Путешествие» по карте. Участие в краеведческих викторинах.
|
2.
| ТБ при проведении туристских походов, занятий.
Дисциплина в походе и на занятиях. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
| Отработка техники безопасности при преодолении естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
|
3.
| Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Гигиена физических упражнений и спорта. Гигиенические основы режима занятий физической культурах и спортом. Личная гигиена туристов. Значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
| Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за одеждой и обувью.
|
4.
| «Экология человека»
Экологическая работа – один из видов общественно полезной деятельности.
Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по экологии, поисковая работа, опрос местных жителей, метеорологические наблюдения, изучение растительного и животного мира. Работа с экологической литературой. Законодательство по охране природы. Природоохранная деятельность туристов. Охрана памятников природы. Участие в концерте на экологическую тему.
|
Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для буклетов и листовок. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.
|
5.
| Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.
Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по луне. Полярная звезда, ее нахождение. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.
| Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Действия по восстановлению местонахождения.
|
| «Птицы – наши друзья»
Виды птиц зимующих у нас. Повадки птиц. Виды кормушек. Виды корма.
| Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами. Письменное описание своих наблюдений, зарисовки.
|
| «Живая вода»Состав чистой воды. Определение местонахождения родников, нанесение их на экокарту.
| Благоустройство источников.
Борьба с загрязнением водоемов.
|
| «Следы на снегу»
Направление движения. Где искать следы. Давность следа.
| Выслеживание и преследование по следам.
Зарисовка и фотосъемка следов.
|
| «Домик для птиц»
Виды птиц, прилетающих весной. Повадки гнездующихся птиц. Виды домиков.
| Изготовление домиков для птиц. Укрепление их на деревьях.
|
| «Экологическая тропа»
а) описание экологической тропы
б) оформление экологического маршрута
в) контроль за состоянием тропы
| Выбор места.
Разработка маршрута.
Оборудование тропы.
|
| «Экологическая карта»
а) специальные экознаки
б) выявление положительных и отрицательных факторов воздействия человека на природу.
| Составление экологической карты реки Мста (в районе города)
Опрос местных жителей
Наблюдения
Знакомство с литературными источниками
Изучение района путешествия
|