Основное содержание программы

  Теория Практика
  Пеший туризм. Туристические возможности родного края.   История края, памятные события, происходившие на его территории. Экскурсионные объекты на территории края. История своего населенного пункта. Посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края.
  Обеспечение безопасности в походе и на занятиях. Система обеспечения безопасности в туризме. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, слабая предпоходная подготовка, недисциплинированность. Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, стихийные бедствия. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.
  Технические этапы и специальные задания. Начальные туристические навыки. Технически простые и технически сложные этапы. Знать описание этапов и таблицу штрафов. Участвовать в качестве судий в соревнованиях для младших.
  Категорийный поход в Крым. Применять навыки бивачных работ, техники пешеходного туризма, проявлять готовность к экстремальным ситуациям.
  Описание этапов. Технические аспекты взаимодействия в группе. Прохождение этапа с использованием транспортной веревки. Переправа вброд со страховкой. Повышение надежности страховки путем коллективных действий, соблюдения самостраховки. Отработка умений выживания и сохранения группы в автономных условиях. Практическое освоение способа страховки и самостраховки. Выработка тактики действий группы в конкретной ситуации.
  Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений. Краткие сведения о строении человеческого организма: костно-связочный аппарат, мышцы, внутренние органы, нервная система. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья. Совершенствование координации движений под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом. Разработка комплекса утренней зарядки.
  Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля. Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
  Организация бивака, организация туристического быта, привалы. Установка тентов различными способами, сидячих мест, разведение костра на камнях у воды. Примус. Организация бивака на скорость. Умение пользоваться примусом.
  Лыжный туризм. Личная гигиена, профилактика заболеваний. Движение в ветреную погоду, в сильный мороз. Правильный уход за кожей и конечностями своего тела. Личная аптечка скаута. Успешное участие в двухдневном походе через озеро Ильмень.
  Знакомство с техническими этапами и специальными заданиями. Подъем по склону с использованием перил, наведенных судьями. Спортивный способ. Подъем по склону с использованием перил, наведенных командой. Движение по снежным склонам.
  Преодоление «чащобного» участка завала.Правильный выбор трассы. Способы преодоления трассы. Применение строительного инвентаря. Преодоление «чащобного» участка завала на скорость.
  Тропление лыжни, движение по открытому льду.Очередность в команде. Взаимопомощь участников похода. Проявление взаимопомощи во время движения.
  Подъемы и спускидо500м. Прохождение на скорость.
  Организация ночлега. Использование примуса в палатке. Установка палатки для холодной ночевки. Личное снаряжение для холодной ночевки. Организация холодной ночевки.
  Категорийный поход в Хибины. Изготовление любого укрытия для удобств. Применение навыков зимнего туризма.
  Пешеходный туризм. Топографическая и спортивная карта. Разработка туристического маршрута. Составление спортивной карты. Разработка туристического маршрута первой степени сложности. Проведение соревнований по спортивному ориентированию для начинающих.
  Контрольно-туристический маршрут. Выбор тактики на КТМ и способов безопасного прохождения. Система набора баллов. КТМ по системе ралли. Участие в областных соревнованиях по туризму.
  Соревнования по ориентированию. Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнований. Участие в областных соревнованиях по ориентированию.
  Общественно –полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры. Подготовка экологических акций и анализ результатов. Изучение памятников культуры родного края. Изготовление и установка аншлагов, анкетирование туристов, изготовление и распространение буклетов. Работа на восстановлении памятников культуры.

Список методической литературы:

1. Ткачева А. (перевод с англ.) Сущностные характеристики скаутинга Ялта-Гурзуф 1999г.

2. Алексеева А.И. Азбука нравственности Москва, «Молодая гвардия» 1977

3. Киплинг Р. Маугли Москва, «Оникс» 2000.

4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать, Сакнкт-Петербург, 1999…

5. Шишлянников С.М. Жизнь в природе Воронеж 1999

6. Садов М., Никова В. Отдых на природе, изд. «Литера», СПб, 2000

7. Константинов Ю.С. Туристическая игротека, Москва, «Владос», 2000г.

8. Школа туристских вожаков.

9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов, Москва, «Физкультура и спорт» 1990г.

10. Стрижев А.Н. Туристу о природе, М., Профиздат, 1986

11. И.В.Цветкова. Экологический светофор (для младших школьников). методическое пособие, Москва.: Издательский дом «Ноосфера»-1999г.

Список приложений

1. Результаты опроса педагогов школ города.

2. Буклет Боровичской Детской Общественной Организации скаутов «Родник».

3. Метод «мозговой атаки»

4. Скаутский метод.

5. Методические разработки

а) прием-тесты.

б) скаутские базовые специальности

в) скаутские испытания

г) традиция «свечка»

д) традиция «горячий стул»

е) лагерь «Братья Маугли»

ж) анкеты.

з) методика разработки буклета.

и) скаутский дневник.

6. Результаты программы.

а) методы диагностики (анкеты лагерей, защита базовых скаутских специальностей, тесты социальных ценностей).

б) личностный рост в скаутинге (скаутские блокноты и дневники)

в) итоги общегородских программ «Марш парков», «Разведчики, вперед!!!», «Лыжный туризм».

г) размышления в скаутских газетах

д) результат самоанализа в экологических буклетах

е) публикации в газетах

ж) награды коллектива за 2003 год

з) дневник самоанализа

7. Маршруты и описание походов различной степени сложности.

а) поход по Суворовским местам.

б) поход в Крым.

в) поход в Хибины.

г) однодневные, двухдневные походы по программе на озеро Крюково, оз. Сомино, на берега реки Мста

 

 

Уважаемые коллеги. Вашему вниманию я представляю образовательную программу дополнительного образования детей «Скаутские ступени роста». Актуальность моей программы я бы обозначила словами Сергея Шишлянникова (скаут – мастера Российских Юных разведчиков). Сегодняшнее увлечение мира материальными ценностями приводит к упадку веры, морали и нравственности. Мы все стоим на перекрестке жизненных дорог. Легче всего, конечно, выбрать проторенный путь, влиться в общую массу и существовать без особых забот и обязанностей, не усложняя себе жизнь размышлениями о судьбе России, о ее будущем, о том, какими нужно растить и воспитывать ее граждан.

Но есть и другой путь, ведущий наверх, к высотам, с которых открывается огромный горизонт – наш кругозор. Это путь тяжелый, заставляющий без конца трудиться и достигать вершин.

Именно про этот путь я думала, когда проводила опросž среди педагогов города Боровичи. Он показал, что установка на здоровый образ жизни не появляется у детей сама собой, а формируется в результате определенного, педагогического воздействия.

После этого родилась программа, основа которой стало: Нравственное воспитание детей. На протяжении 5-и лет ребята осваивают скаутские законы, ž благодаря чему у них развивается навык самонаблюдения.

Проверка скаутских блокнотов и дневников, в которые ребята кратко заносят полученную информацию, позволяет мне судить о их самореализации в скаутских ступенях роста. žтем более, что,

результатом для ребят служит переход, на следующую скаутскую ступень роста. Социально-педагогическая диагностикаž и диагностика социальных ценностей, которую я провожу, подтверждает личностный рост ребят и помогает мне четко отслеживать правильность выбора средств, методов и форм работы с детьми.

А принцип "делаешь, так не бойся, боишься, так не делай", помогает ребятам адаптироваться в социальной среде, не стесняться всего хорошего, что они делают, даже гордиться этим.

žž

 

 

Мы, Боровичане – счастливые люди ž т.к. в нескольких километрах от города находятся отличные хвойные леса близ озера Крюково и озера Сомино. Радует нас и Горная Мстаž.

Врачи и педагоги города говорят о том, что здоровье детей приобретает трагический характер, но не смотря на это, в школах не преподается экотуризм, ребята не предполагают, что можно использовать Знания, умения и навыки поведения в лесу для собственного оздоровления.

Дети, занимающиеся по моей программе, наблюдают за красотой природы, осознают ее ценность для себя и других людей. Именно по этому, когда мы столкнулисьž с проблемой загрязнения природных территорий, ребята были готовы, к тому, чтобы взять шефство над любимыми уголками природы. ž Так родилась экологическая акция «Лес - не свалка». Второй год обучения предусматривает изготовление листовок, буклетов, их распространение, изготовление экологических альбомов.ž

Самооценка ребят поднимается, когда они выступают в роли координаторов экологических акций. Результатом для них служит, участие в организации международной экологической акции "Марш парков" в городе Боровичи.ž К этому мероприятию мы готовимся весь год, проводя краеведческие наблюдения, изготавливая кормушки и скворечники ž

Третий год обучения, где ребята учатся автономному выживанию в природе, ž проходит для них еще более интересно, т.к. дети уже чувствуют себя друзьями природы.

 

 

Одним из важнейших критериев в программе "Скаутские ступени роста" является Физическое оздоровление. На пятом году обучения, ребята участвуют в категорийном походе, поэтому, они просто обязаны следить за динамикой своей физической подготовленности. В этом им помогает ведение ž дневника самоконтроля, который дети демонстрируют мне еженедельно.

Стимулом в утренней зарядке и занятиях различными видами спорта ž является соревнования по этим видам спорта и походы различной степени сложности, в которых скауты участвуют и занимают призовые места. (лыжные гонки, альпинизм, туризм).

Знакомство с дополнительной литературой подталкивает ребят ž на разработку походов различной категории сложности и участие в них.

Достаточное внимание в этой программе уделяется закаливанию организма. ž По этой же причине 90 % практических занятий проходит на улице. Проводятся беседы с родителями, в которых выясняются индивидуальные особенности детей.

У скаутов есть поговорка: «Нет плохой погоды, есть плохое снаряжение».

Интеграция программы с общеобразовательными предметами: О.Б.Ж., география, биология, ботаника, литература, физкультура, пение, технология сказывается положительно на интеллектуальном развитии детей.

 

 

.

 

 

Удовлетворенность детей и родителей.

Наградой для меня служит моральная поддержка родителей скаутов. Именно они создают благоприятную обстановку в своем доме перед сложными походами, в которых готовятся участвовать ребенок.

Опрос родителей ž показывает, что ребята достаточно самостоятельны уже на 3 год занятий, но от помощи взрослых не отказываются.

Помощь родителей в организационных моментах ž подготовки похода, очень помогает мне. Личное общение с родителями у меня происходит на первом и втором году занятий их детей.

На третьем году, личное общение частично заменяется анкетированием родителей.

На четвертом и пятом году родителей больше предпочитаю общаться через анкеты и разрешения родителей допуска к походу. Это вызвано доверием к моей программе со стороны родителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: