Основные элементы порта

 

Каждый из портов имеет общие для всех портов основные элементы:

- водные подходы к порту;

- акватория;

- территория;

- сухопутные подходы.

Водные подходы к порту могут быть естественными, оборудованные знаками судоходной обстановки, или искусственными – в виде каналов с требуемой глубиной.

Акватория порта - это защищенная от волнения водная площадь, которая состоит из внешних рейдов и внутренней акватории. Внешние рейды располагаются за пределами оградительных сооружений и служат для отстоя судов или выполнения рейдовых перегрузочных операций. Внешние рейды часто оборудуются специальными устройствами - причальными бочками, которые устанавливаются на мертвых якорях, или швартовными палами, представляющие собой отдельные свайные сооружения для крепления судов.

Суда, стоящие на внешнем рейде, не должны затруднять движения и маневрирование входящих в порт и выходящих из него судов. Подходы к внешним рейдам и их акватория должны быть безопасны и удобны для судоходства в течение всего навигационного периода. Лучшими для внешних рейдов являются места с ровным дном или с дном, полого поднимающегося к берегу. Необходимо, чтобы грунты в пределах рейда хорошо держали якорь. К таким грунтам относятся глина, суглинок, иловые пески. Не обеспечивают надежной якорной стоянки судов такие грунты как ракушка, щебень, галька, камень.

Элементами внутренней акватории, обычно защищенной системой оградительных сооружений – молов и волноломов, являются внутренние рейды, оперативная акватория, внутренние судовые ходы. Внутренние рейды обычно служат для отстоя судов во время шторма или ожидания свободного причала. Внутренние рейды размещаются вне судовых ходов и маневровых акваторий.

Оперативная акватория включает часть внутренней акватории, непосредственно примыкающей к причальным сооружениям.

К причальным сооружениям относятся набережные и пирсы. Набережные сооружаются вдоль портовой территории. Под углом к территории располагаются пирсы, обе стороны которых, как правило, используются для приема судов. Акватория естественных гаваней, портовых бассейнов, образованных системой пирсов, а также искусственных ковшей, созданных путем выработки берега, входит в состав внутренней акватории. В районах с большими приливо-отливными колебаниями уровня воды бассейны или ковши устраиваются закрытыми, оборудованными шлюзами с поддержанием постоянного уровня воды в бассейне на период отлива.

Территория порта - это участок берега, на котором располагается береговое хозяйство: сооружения, здания, дороги, инженерные коммуникации,

т.е. все то, что обеспечивает эффективное осуществление перегрузочных работ, снабжение судов и создает нормальные условия для высокопроизводительной и безопасной работы сотрудников порта.

Сухопутные подходы включают сооружения различных видов наземного транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, образующих в порту транспортный узел. Большая роль принадлежит железнодорожным устройствам, в составе которых кроме районных сортировочных станций и парков, входят сортировочные портовые станции, погрузо-разгрузочные и соединительные пути.

 

Кроме описанных элементов порта, предназначенных для обеспечения грузовых и пассажирских операций, в границах порта размещаются:

- бункерные базы для обеспечения судов топливом и маслами;

- базы технического флота для стоянки и ремонта землесосных снарядов;

- базы служебного и аварийно-спасательного флота;

- судоремонтные предприятия с причалами и доками.

 

Нередко вблизи от территории порта, а иногда непосредственно рядом с ней располагаются промышленные предприятия, которые по роду своей деятельности требуют доставки большого количества сырья или отправки готовой продукции морским путем. В этом случае порт и промышленное предприятие образуют промышленно-транспортный комплекс.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: