При угрожающих состояниях у детей

Угрожающее состояние — это состояние, при котором суще-

ствует декомпенсация жизненно важных функций организма

ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или есть

опасность ее возникновения.

Оказанием помощи при угрожающих состояниях занимаются вра-

чи догоспитального этапа (поликлиники, скорой помощи) и дежур-

ный медицинский персонал приемных отделений стационаров. Перед

врачом-педиатром, оказывающим первую медицинскую помощь, сто-

ят следующие основные задачи:

1. Диагностика угрожающего состояния.

2. Оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать

состояние ребенка.

3. Принятие тактического решения о необходимости и месте гос-

питализации.

Диагностика угрожающих состояний у детей сводится к выявле-

нию прогностически более неблагоприятных симптомов, объедине-

нию их в патологические синдромы, оценке их степени тяжести,

решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприя-

тий. Чем тяжелее угрожающее состояние, тем более экстренная ме-

дицинская помощь нужна больному.

Анамнез заболевания в экстренной ситуации собирать очень трудно

ввиду ограниченности во времени. В первую очередь выясняют те све-

дения, которые позволяют определить причину угрожающего состоя-

ния, остроту ситуации и факторы, влияющие на прогноз. Из анамнеза

важно получить ответ на вопросы: какие обстоятельства предшество-

вали его началу; в чем первоначально проявилось ухудшение состоя-

ния ребенка; сколько времени прошло с этого момента? Чем больше

времени прошло с момента ухудшения состояния, тем неблагоприят-

нее прогноз и тем интенсивнее должны быть лечебные мероприятия.

В анамнезе жизни необходимо выяснить наличие отягощающих фак-

торов: осложненное течение беременности и родов у матери, энцефа-

лопатия, сопутствующие заболевания сердца и почек, лекарственная

аллергия, реакции на прививки и др. Обязателен учет социального

статуса семьи.

Диагностика и экстренная врачебная помощь при угрожающих состояниях и детей g

Физикальное обследование детей в экстренной ситуации должно

быть направлено на поиск признаков угрожающих состояний. Перво-

начально выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообра-

щения и степень угнетения ЦНС.

О неадекватности дыхания свидетельствуют его отсутствие, брадип-

ное или патологические типы дыхания. Центральную гемодинамику

отражает характеристика пульса при пальпации и непосредственное

измерение АД. Пульс на лучевой артерии исчезает при АД ниже

50-60 мм рт. ст., на сонной артерии - ниже 30 мм рт ст. Чем больше

выражена гипоксия, тем с большей вероятностью тахикардия сменя-

ется брадикардией, аритмией. Может оказаться полезным расчет ≪шо-

кового индекса≫ — соотношение частоты пульса и уровня систоличес-

кого АД. У детей до 5 лет о шоке свидетельствует индекс более 1,5, у де-

тей старше 5 лет — более 1. На нарушение периферического кровотока

указывают такие прогностически неблагоприятные признаки, как

≪мраморность≫ кожных покровов, цианоз и ≪гипостазы≫.

У детей старше года определение степени утраты сознания труда

не представляет. При осмотре грудного ребенка ориентиры для оценки

сознания — реакции сосредоточения на звуковые, зрительные раз-

дражители и эмоциональный ответ на положительные и отрицатель-

ные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам

и др.). При утрате сознания обращают внимание на ширину зрачков

и наличие реакции их на свет. Широкие, не реагирующие на свет

зрачки без тенденции к сужению, — один из симптомов глубокого

угнетения ЦНС. Если сознание сохранено, обращают внимание на-

сколько ребенок возбужден или заторможен. При судорогах учиты-

вают их сочетание с расстройствами дыхания, состоянием мышеч-

ного тонуса (гипертония или гипотония) и характером судорожного

синдрома (преобладание клонического или тонического компонен-

та). Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент судорог

чаще всего свидетельствуют о стволовых расстройствах.

После первичной оценки состояния дыхания, кровообращения,

нервной системы и оказания, при необходимости, реанимационного

пособия следует детально осмотреть ребенка по органам и системам,

при этом больной должен быть полностью раздет. Чем тяжелее со-

стояние ребенка, тем больше необходимость первоочередного осмот-

ра места (области) повреждения (заболевания). Физикальное обсле-

дование должно завершиться выявлением ведущего патологическо-

го синдрома и/или постановкой нозологического диагноза. Тяжесть

угрожающего состояния диктует необходимость принятия экстрен-

ных лечебно-тактических решений, а тяжесть ведущего патологи-

ческого синдрома — содержание мероприятий первой помощи.

Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе и при

поступлении ребенка в стационар — оказать минимально достаточный

объем помощи, то есть те мероприятия, без которых жизнь больных

10 Принципы оказания неотложной помощи детям

и пострадавших остается под угрозой. При применении лекарствен-

ных средств в неотложных случаях важно выбрать оптимальный

путь их введения, который зависит как от свойств назначаемых пре-

паратов, так и от состояния больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: