Угрожающее состояние — это состояние, при котором суще-
ствует декомпенсация жизненно важных функций организма
ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или есть
опасность ее возникновения.
Оказанием помощи при угрожающих состояниях занимаются вра-
чи догоспитального этапа (поликлиники, скорой помощи) и дежур-
ный медицинский персонал приемных отделений стационаров. Перед
врачом-педиатром, оказывающим первую медицинскую помощь, сто-
ят следующие основные задачи:
1. Диагностика угрожающего состояния.
2. Оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать
состояние ребенка.
3. Принятие тактического решения о необходимости и месте гос-
питализации.
Диагностика угрожающих состояний у детей сводится к выявле-
нию прогностически более неблагоприятных симптомов, объедине-
нию их в патологические синдромы, оценке их степени тяжести,
решению вопросов об экстренности лечебно-тактических мероприя-
тий. Чем тяжелее угрожающее состояние, тем более экстренная ме-
|
|
дицинская помощь нужна больному.
Анамнез заболевания в экстренной ситуации собирать очень трудно
ввиду ограниченности во времени. В первую очередь выясняют те све-
дения, которые позволяют определить причину угрожающего состоя-
ния, остроту ситуации и факторы, влияющие на прогноз. Из анамнеза
важно получить ответ на вопросы: какие обстоятельства предшество-
вали его началу; в чем первоначально проявилось ухудшение состоя-
ния ребенка; сколько времени прошло с этого момента? Чем больше
времени прошло с момента ухудшения состояния, тем неблагоприят-
нее прогноз и тем интенсивнее должны быть лечебные мероприятия.
В анамнезе жизни необходимо выяснить наличие отягощающих фак-
торов: осложненное течение беременности и родов у матери, энцефа-
лопатия, сопутствующие заболевания сердца и почек, лекарственная
аллергия, реакции на прививки и др. Обязателен учет социального
статуса семьи.
Диагностика и экстренная врачебная помощь при угрожающих состояниях и детей g
Физикальное обследование детей в экстренной ситуации должно
быть направлено на поиск признаков угрожающих состояний. Перво-
начально выявляют признаки декомпенсации дыхания, кровообра-
щения и степень угнетения ЦНС.
О неадекватности дыхания свидетельствуют его отсутствие, брадип-
ное или патологические типы дыхания. Центральную гемодинамику
отражает характеристика пульса при пальпации и непосредственное
измерение АД. Пульс на лучевой артерии исчезает при АД ниже
50-60 мм рт. ст., на сонной артерии - ниже 30 мм рт ст. Чем больше
выражена гипоксия, тем с большей вероятностью тахикардия сменя-
|
|
ется брадикардией, аритмией. Может оказаться полезным расчет ≪шо-
кового индекса≫ — соотношение частоты пульса и уровня систоличес-
кого АД. У детей до 5 лет о шоке свидетельствует индекс более 1,5, у де-
тей старше 5 лет — более 1. На нарушение периферического кровотока
указывают такие прогностически неблагоприятные признаки, как
≪мраморность≫ кожных покровов, цианоз и ≪гипостазы≫.
У детей старше года определение степени утраты сознания труда
не представляет. При осмотре грудного ребенка ориентиры для оценки
сознания — реакции сосредоточения на звуковые, зрительные раз-
дражители и эмоциональный ответ на положительные и отрицатель-
ные воздействия (мать, рожок с молоком, пошлепывание по щекам
и др.). При утрате сознания обращают внимание на ширину зрачков
и наличие реакции их на свет. Широкие, не реагирующие на свет
зрачки без тенденции к сужению, — один из симптомов глубокого
угнетения ЦНС. Если сознание сохранено, обращают внимание на-
сколько ребенок возбужден или заторможен. При судорогах учиты-
вают их сочетание с расстройствами дыхания, состоянием мышеч-
ного тонуса (гипертония или гипотония) и характером судорожного
синдрома (преобладание клонического или тонического компонен-
та). Отсутствие мышечного тонуса и тонический компонент судорог
чаще всего свидетельствуют о стволовых расстройствах.
После первичной оценки состояния дыхания, кровообращения,
нервной системы и оказания, при необходимости, реанимационного
пособия следует детально осмотреть ребенка по органам и системам,
при этом больной должен быть полностью раздет. Чем тяжелее со-
стояние ребенка, тем больше необходимость первоочередного осмот-
ра места (области) повреждения (заболевания). Физикальное обсле-
дование должно завершиться выявлением ведущего патологическо-
го синдрома и/или постановкой нозологического диагноза. Тяжесть
угрожающего состояния диктует необходимость принятия экстрен-
ных лечебно-тактических решений, а тяжесть ведущего патологи-
ческого синдрома — содержание мероприятий первой помощи.
Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе и при
поступлении ребенка в стационар — оказать минимально достаточный
объем помощи, то есть те мероприятия, без которых жизнь больных
10 Принципы оказания неотложной помощи детям
и пострадавших остается под угрозой. При применении лекарствен-
ных средств в неотложных случаях важно выбрать оптимальный
путь их введения, который зависит как от свойств назначаемых пре-
паратов, так и от состояния больного.