И их предупреждение
К ошибкам при оказании неотложной помощи относятся непра-
вильные действия или бездействие медперсонала, которые вызва-
ли или могли вызвать ухудшение состояния или смерть больного.
Условно ошибки можно разделить на диагностические, лечеб-
ные, тактические и деонтологические. Диагностические ошибки про-
являются в том, что основное и сопутствующее заболевания, а также
их осложнения установлены неверно или неполно. В неотложной пе-
диатрии диагностические ошибки могут быть обусловлены тяжестью
состояния ребенка, необычным течением обычного заболевания, от-
сутствием условий, а главное — времени для обследования, динами-
ческого наблюдения и консультаций специалистов.
К неправильному диагнозу могут привести следующие факторы:
1. Незнание.
2. Недостаточное обследование вследствие:
- недостаточных возможностей;
- недостатка времени;
- плохой техники.
3. Ошибки в суждении вследствие:
- нетипичного течения заболевания;
- сложившихся стереотипов;
- установки на безошибочность своего диагноза;
- предвзятости мнения;
- самолюбия и тщеславия;
- нелогичности выводов;
- нерешительности характера;
- стремления ставить особо ≪интересные≫ диагнозы;
- стремления не выходить за рамки ≪избитых≫ диагнозов и др.
Ошибки в проведении неотложного лечения проявляются в том, что:
- не назначены лекарственные препараты и лечебные манипуля-
ции, которые показаны;
- показанные лекарственные средства или лечебные манипуля-
ции применены неверно (несвоевременно, неправильные доза,
способ, скорость, кратность введения либо техника исполнения);
Ошибки при оказании неотложной помощи и их предупреждение 11
- назначены противопоказанные лекарственные препараты или ле-
чебные манипуляции;
- использованы нерациональные сочетания лекарственных средств
или лечебных манипуляций и др.
Основные причины ошибок в неотложном лечении - субъектив-
ные. Определенное значение может иметь отсутствие необходимых
лекарственных средств, растворов, аппаратов или инструментов. Са-
мыми частыми ошибками в неотложном лечении являются: назна-
чение лекарственных препаратов или лечебных манипуляций без
достаточных показаний, полипрагмазия, использование преслову-
тых лекарственных ≪коктейлей≫, чрезмерно быстрое внутривенное
вливание сильнодействующих препаратов.
Тактические ошибки при оказании неотложной помощи —это
ошибки определения преемственности лечения, т. е. несвоевремен-
ная или непрофильная передача больного специалистам на месте
оказания помощи или при госпитализации. Тактические ошибки
обычно вытекают из диагностических и приводят к лечебным.
Деонтологические ошибки заключаются в неумении врача найти
контакт с больным ребенком, его родителями и близкими, недооценке
значения психотерапевтических методов лечения при оказании
неотложной помощи. Деонтологические ошибки остаются одной
из основных причин претензий к качеству медицинской помощи.
С целью предупреждения ошибок, каждый раз оказывая неотлож-
ную помощь, следует учитывать:
—тяжесть состояния больного;
—вероятность возникновения опасных для жизни осложнений;
- основное и сопутствующее заболевания и их осложнения;
—непосредственную причину и механизм возникновения неотлож-
ного состояния;
- возраст больного ребенка;
—предшествующее лечение и реакцию на лекарственные препа-
раты в прошлом.
Чтобы не повторять одни и те же ошибки, важно проводить ана-
лиз случаев оказания неотложной помощи, по возможности отсле-
живать отдаленные результаты лечения. Гиппократ утверждал: ≪Если
мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки
станут источником знаний≫. Одним из методов предупреждения ди-
агностических и лечебных ошибок в условиях жесткого дефицита
времени является разумное использование алгоритмов оказания по-
мощи и схем лечения, таблиц по дифференциальной диагностике.
Однако их применение ограничено ввиду многообразия клиничес-
ких проявлений заболевания и реакции организма больного ребенка
на проводимую терапию. Поэтому в экстренных случаях лечение дол-
жно основываться на клиническом подходе и быть направлено на
больного, а не только на болезнь, синдром или симптом.
12 Основы оказания первичной реанимационной помощи детям
Часть II