Ошибки при оказании неотложной помощи

И их предупреждение

К ошибкам при оказании неотложной помощи относятся непра-

вильные действия или бездействие медперсонала, которые вызва-

ли или могли вызвать ухудшение состояния или смерть больного.

Условно ошибки можно разделить на диагностические, лечеб-

ные, тактические и деонтологические. Диагностические ошибки про-

являются в том, что основное и сопутствующее заболевания, а также

их осложнения установлены неверно или неполно. В неотложной пе-

диатрии диагностические ошибки могут быть обусловлены тяжестью

состояния ребенка, необычным течением обычного заболевания, от-

сутствием условий, а главное — времени для обследования, динами-

ческого наблюдения и консультаций специалистов.

К неправильному диагнозу могут привести следующие факторы:

1. Незнание.

2. Недостаточное обследование вследствие:

- недостаточных возможностей;

- недостатка времени;

- плохой техники.

3. Ошибки в суждении вследствие:

- нетипичного течения заболевания;

- сложившихся стереотипов;

- установки на безошибочность своего диагноза;

- предвзятости мнения;

- самолюбия и тщеславия;

- нелогичности выводов;

- нерешительности характера;

- стремления ставить особо ≪интересные≫ диагнозы;

- стремления не выходить за рамки ≪избитых≫ диагнозов и др.

Ошибки в проведении неотложного лечения проявляются в том, что:

- не назначены лекарственные препараты и лечебные манипуля-

ции, которые показаны;

- показанные лекарственные средства или лечебные манипуля-

ции применены неверно (несвоевременно, неправильные доза,

способ, скорость, кратность введения либо техника исполнения);

Ошибки при оказании неотложной помощи и их предупреждение 11

- назначены противопоказанные лекарственные препараты или ле-

чебные манипуляции;

- использованы нерациональные сочетания лекарственных средств

или лечебных манипуляций и др.

Основные причины ошибок в неотложном лечении - субъектив-

ные. Определенное значение может иметь отсутствие необходимых

лекарственных средств, растворов, аппаратов или инструментов. Са-

мыми частыми ошибками в неотложном лечении являются: назна-

чение лекарственных препаратов или лечебных манипуляций без

достаточных показаний, полипрагмазия, использование преслову-

тых лекарственных ≪коктейлей≫, чрезмерно быстрое внутривенное

вливание сильнодействующих препаратов.

Тактические ошибки при оказании неотложной помощи —это

ошибки определения преемственности лечения, т. е. несвоевремен-

ная или непрофильная передача больного специалистам на месте

оказания помощи или при госпитализации. Тактические ошибки

обычно вытекают из диагностических и приводят к лечебным.

Деонтологические ошибки заключаются в неумении врача найти

контакт с больным ребенком, его родителями и близкими, недооценке

значения психотерапевтических методов лечения при оказании

неотложной помощи. Деонтологические ошибки остаются одной

из основных причин претензий к качеству медицинской помощи.

С целью предупреждения ошибок, каждый раз оказывая неотлож-

ную помощь, следует учитывать:

—тяжесть состояния больного;

—вероятность возникновения опасных для жизни осложнений;

- основное и сопутствующее заболевания и их осложнения;

—непосредственную причину и механизм возникновения неотлож-

ного состояния;

- возраст больного ребенка;

—предшествующее лечение и реакцию на лекарственные препа-

раты в прошлом.

Чтобы не повторять одни и те же ошибки, важно проводить ана-

лиз случаев оказания неотложной помощи, по возможности отсле-

живать отдаленные результаты лечения. Гиппократ утверждал: ≪Если

мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки

станут источником знаний≫. Одним из методов предупреждения ди-

агностических и лечебных ошибок в условиях жесткого дефицита

времени является разумное использование алгоритмов оказания по-

мощи и схем лечения, таблиц по дифференциальной диагностике.

Однако их применение ограничено ввиду многообразия клиничес-

ких проявлений заболевания и реакции организма больного ребенка

на проводимую терапию. Поэтому в экстренных случаях лечение дол-

жно основываться на клиническом подходе и быть направлено на

больного, а не только на болезнь, синдром или симптом.

12 Основы оказания первичной реанимационной помощи детям

Часть II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: