Технология разговора по телефону, изложенная в этой главе, получена обобщением опыта журналистов иРR-специалистов, успешно использующих телефон в своей практике. Вы можете осваивать ее как в комплексе, так и по частям. Первые ваши шаги, возможно, окажутся не слишком естественными. Одна наша знакомая журналистка с первого раза идеально применила эту технологию в деловом телефонном разговоре со своим старым знакомым. Вы знаете, что она услышала в ответ? «Ты так правильно говоришь, даже странно». Так что иногда ошибайтесь - это бывает полезно.
Как-то аборигена одного из австралийских племен спросили, как его соплеменники умудряются без нот создавать удивительную музыку, как они ее запоминают и воспроизводят. Абориген удивился вопросу. Подумав, он ответил: «Музыка создается очень просто. Играешь то, что тебе знакомо, и совершаешь при этом оплошность. С этого и начинается новая музыка, которая ничем не хуже прежней. А вы разве не так делаете?».
2. Как взять интервью
|
|
Что такое интервью? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Включите телевизор. Вы видите, как репортер задает вопросы известному политику. Это интервью? - Интервью, причем в своем самом классическом виде. Журналист задает вопросы и получает на них ответы.
Теперь представьте того же самого репортера в ресторане с тем же политиком за столиком с накрахмаленной скатертью. Они беседуют о качестве блюд и напитков. Это интервью или просто приятная беседа двух слегка подвыпивших людей? Кто-то скажет, что просто беседа, кто-то - интервью. В любом случае возникнет некоторая заминка. Вся штука в том, что не определена цель беседы. Если журналист с политиком в приятельских отношениях и цель их - хорошо провести время, - это одно. Если же журналист рассчитывает использовать информацию, полученную в беседе, для профессиональных целей, - это другое.
Интервью - это особым образом структурированная беседа, рассчитанная на получение информации для сугубо журналистских целей - подготовки материала к публикации. Цель и структура - вот, что отличает просто беседу от журналистского интервью. В обыденной жизни репортер, как и всякий человек, обсуждает бытовые проблемы, узнает о близких людях, их делах и проблемах. Но в любой, даже самой банальной беседе может проявиться момент, который вызовет профессиональный интерес. И тогда вежливая беседа со случайно встреченным знакомым может запросто перерасти в интервью. Знакомый может этого и не заметить. Но ритм беседы изменится, появятся дополнительные вопросы. Журналист обнаружил интересный ему факт и начинает тщательно собирать и отбирать информацию.
|
|
В известном смысле любая беседа журналиста - профессиональна. У истинного мастера своего дела в сознании установлен своего рода фильтр, каждое мгновение просеивающий полученные из окружающего мира сведения. И тогда случайно услышанный в автобусе обрывок разговора может стать темой статьи, телепередачи, радиорепортажа.
Успешно брать интервью - навык, который нарабатывается с опытом. И, надо заметить, навык основной. Чем бы вы ни занимались в журналистике, владение технологией интервьюирования определяет ваш профессиональный уровень.
Мы смоделировали базовую технику, включающую в себя основные особенности нашего подхода. В ней учтены как специфический журналистский опыт подготовки и проведения интервью, так и модели, разработанные в рамках практической психологии.
Техника является базовой, то есть включает пошаговое описание максимума приемов, которые в реальной практике применяются в зависимости от контекста. Может меняться последовательность их использования и выбор элементов, наиболее приемлем в той или иной ситуации. Отработка каждого из них позволит достигать таких результатов, о которых вы раньше и не думали.
Прежде чем мы перейдем к первому шагу техники интервьюирования, определимся с ее основными элементами. Можно выделить следующие перетекающие друг в друга фазы профессионального общения:
· предварительная подготовка;
· начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;
· проведение своей темы и направления беседы в предусмотренном направлении;
· завершение интервью с закреплением достигнутого результата.
Любое интервью состоит из этих основных четырех этапов. Причем каждый из них определяет успех последующего. Ошибки, сделанные в самом начале, заметно влияют на результат интервью в целом.
Мы не раз сталкивались с начинающими журналистами, которые не могут понять, зачем они пришли на встречу. Они мечутся на пресс-конференции, совершенно не представляя, кто им нужен и какие вопросы следует задать. Они договариваются о беседе с известными людьми и умудряются так провести интервью, что редактор впадает в ярость - какой материал испорчен.
Случается и так, что репортер приходит в ужас, узнав о том, что с ним готовы говорить. Один такой «профи» сбежал из кабинета мэра Москвы Юрия Лужкова. Обнаружившие его после долгих поисков сотрудники пресс-службы с изумлением выяснили, что журналист не нашелся с вопросами... Тут работает простое правило: нет цели - нет результатов.
Целью беседы может быть получение конкретной информации, подтверждение каких-либо фактов, завязывание контакта, напоминание о себе и т. д. Главное условие - она должна быть сформулирована предельно точно. Цель формулирует либо начальник отдела, редактор, либо сам журналист. Данный этап мы считаем обязательным при подготовке любой встречи. Точно сформулированная цель позволяет выйти на нужного человека, быстро выстроить логику и сценарий предстоящей встречи (даже если вам отведено на встречу только пять минут).
Задайте себе следующие вопросы: Почему я туда иду? Чего я хочу достичь? Зачем мне этот человек? Зачем мне это интервью?
Ответы на эти вопросы и очертят вам тот круг действий, который вам необходим для успешного выполнения задачи.
Определите предпочтительный максимум и приемлемый минимум того, что вы желаете получить от интервью. Нередко получается, что журналист, отправившийся на беседу, не получает той информации, которая была ему необходима. У него остается нехитрый выбор - либо покинуть место беседы с пустым блокнотом, либо вытянуть из собеседника что-то не менее интересное, чем первоначальная цель.
Хорошо, если такая ситуация учитывается и запасная цель формулируется (Что даст мне эта встреча, если основная цель не будет достигнута?). Кроме того, запросто может оказаться, что запасной целью журналиста будет отказ собеседника в информации - это же прекрасный повод поразмышлять над причинами неразговорчивости героя материала. Отсутствие ответа - тоже ответ.