Лекция 1. Введение. Зарождение институционализма. Методология институциональной экономики 3 страница

Главный тезис Уильямсона состоит в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Однако этот выигрыш достигается ценой ослабления стимулов. По его выражению, если на рынке действуют стимулы "высокой мощности", то в фирме -- стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.

Сходные идеи легли в основание концепции С.Гроссмана и Г.Харта. Они обратили внимание на тот факт, что влияние фирмы на риск "вымогательства" не столь однозначно, как полагал Уильямсон. Допустим, фирма, принадлежащая агенту A, поглотила фирму, принадлежавшую агенту B, причем он остался руководить своей бывшей фирмой, но уже как наемный менеджер. Очевидно, что если для A риск "вымогательства" сократился, то для B возрос. Соответственно, ослабли и его стимулы к накоплению специального по отношению к фирме человеческого капитала. Если такого рода потери оказываются значительными и в варианте, когда фирма B поглощается фирмой A, и в варианте, когда фирма A поглощается фирмой B, то экономически выгоднее, чтобы они оставались независимыми и их отношения строились через рынок. Основным ограничителем на размер фирмы признается концентрация власти у одного или узкой группы агентов, что может отрицательно сказываться на инвестиции в специфические активы других участников.

Эта линия анализа была продолжена теорией Д.Крепса, строящейся вокруг понятия "корпоративной культуры". По его мнению, из-за неизбежной неполноты контрактов критическое значение для любой фирмы имеет вопрос об адаптации к неожиданным изменениям. Но необходимую свободу маневра ей удастся получить, только если ее сотрудники будут уверены, что она не злоупотребит этой свободой во вред им. Чтобы убедить их в этом, фирма может сама связать себя определенными принципами, пообещав (в явной или неявной форме) руководствоваться ими при приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Набор таких принципов образует, по определению Крепса, "организационную культуру" фирмы. Следование избранному принципу, даже когда это явно невыгодно, закрепляет за ней репутацию "надежной" и "справедливой", что дает ощутимые долговременные преимущества. Однако поддержание репутации не обходится без издержек. Всякая организационная культура приспособлена к строго определенной категории случайных событий. При распространении одного и того же принципа на далекие друг от друга области адаптация к изменениям становится все менее эффективной. Это оказывается препятствием на пути вертикальной интеграции: границы фирмы, утверждает Д.Крепс, будут определяться ее организационной культурой и проходить там, где лучшая адаптация в одних видах деятельности станет уравновешиваться худшей адаптацией в других.

К исходной идее Р.Коуза об определяющей роли издержек по ведению переговоров возвращается концепция П.Милгрома и Дж.Робертса. Они показали, что если бы такие "издержки торга" отсутствовали, то вопреки точке зрения О.Уильямсона последовательное заключение серии исчерпывающих краткосрочных контрактов обеспечивало бы оптимальный объем вложений в специфические активы. По их убеждению, именно эти издержки, а не сами по себе специфические инвестиции могут служить основанием для отказа от рынка в пользу фирмы. Но если возможности рынка ограничиваются издержками торга, то возможности фирмы -- издержками, связанными с централизованной системой контроля. Само существование центральной власти порождает стимулы к злоупотреблению ею. Кроме того, она создает почву для непроизводительной деятельности с целью повлиять на процесс принятия решений в пользу тех или иных групп внутри организации. В результате укрупнение фирмы сверх определенного размера ведет к потерям в эффективности. Ее границы, по Милгрому и Робертсу, будут определяться чертой, за которой издержки влияния начинают превосходить издержки торга.

При всех различиях между этими трактовками они, скорее, дополняют, чем исключают друг друга. Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это -- формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек.

Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет не только сам факт существования фирм, но и многие частные аспекты их функционирования -- финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежуточных между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представлений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных издержек. Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.

Лекция 5-6. Теория контрактов

Контракт подразумевает передачу на время или навсегда прав собственности на любой актив. Подобная передача происходит на основе принципа добровольности и согласования интересов.

Стороны стремятся составить такой контракт, который предусматривал бы все возможные варианты развития событий. Основные черты совершенного контракта:

совершенный контракт точно устанавливает, что каждая сторона делает в каждом варианте событий;

совершенный контракт определяет для каждого возможного случая распределение издержек и выгод для сторон;

совершенный контракт предусматривает полную систему наказаний для стороны, которая не соблюдает его условия.

Однако реальные контракты далеки от совершенного контракта в силу ограниченной рациональности, неполноты и асимметричности информации и оппортунистического поведения.

По объекту сделки экономические контракты делятся на:

контракты по найму (включающий арендные и трудовые контракты, т.е. передача части прав собственности на определенный срок);

контракты по купле-продаже (передача прав собственности от одной стороны другой навсегда).

По структуре контракты делятся на:

Классический – контракт, в котором определены все основные условия взаимодействия. Классическим может быть только контракт по купле-продаже. Суд выступает в качестве гаранта соблюдения обязательств, но его решения изначально очевидны. В случае нарушения договора отношения между сторонами прерываются.

Имплицитный (отношенческий) – контракт, рассчитанный на спецификацию в процессе реализации сделки. Параметры не оговариваются в силу того, что издержки контрактации чрезмерно велики. Имплицитный контракт заключается между сторонами, которые заинтересованы в сделке и основаны на репутации личности участников. В случае нарушения такого договора, стороны не смогут найти эквивалентной замены, поэтому споры решаются через неформальные переговоры.

Неоклассический – контракт, сочетающий в себе элементы классического и имплицитного, т.е. некоторые условия оговорены, а некоторые невозможно заранее предвидеть в силу наличия неопределенности и неполноты информации. Споры в случае разногласий решаются третьей стороной.

Теория агентских отношений

Теория агентских отношений возникла в начале 1970-х годов и связана именами Джорджа Акерлофа, Майкла Спенса, Пола Мингрома, Бендта Холмстрома и других. Данная теория рассматривает отношения между принципалом и агентом, обладающих асимметричной информацией:

       
   
 

 
 

Модель агентских отношений применима ко многим ситуациям: держатели акций – менеджеры, избиратель – депутат, пациент – врач, держатель ценных бумаг – брокер и т.д.

Агент всегда обладает большей информацией, чем принципал, следовательно, у него появляются стимулы для оппортунистического поведения. Способы снижения оппортунистического поведения:

система вознаграждения, которая стимулировала бы агента действовать в интересах принципала;

система контроля и надзора за действиями агента;

наличие третьей стороны (например, суда);

конкурентный рынок труда агентов.

Существуют два основных типа оппортунизма, возникающих в зависимости от стадии контрактных отношений.

1 тип – неблагоприятный отбор – возникает в момент заключения контракта.

Пример 1: Наниматель хочет нанять работника на рынке труда, где существуют и хорошие и плохие работники. Только работник осведомлен о степени своей квалификации. Работодатель назначает заработную плату для работника со средней квалификацией. В этом случае хороший работник проигрывает, т.к. зарплата не покрывает его квалификацию, а плохой заведомо выигрывает, т.к. получает больше, чем мог бы в случае, если его навыки были бы очевидны. Таким образом, для хорошего работника нет стимула заключать трудовой контракт, а для плохого – наоборот. В итоге, наняты будут только плохие работники.

Пример 2: Страховая фирма не осведомлена на 100% о состоянии здоровья своих клиентов. Она установит среднюю ставку на медицинскую страховку. В этом случае людям здоровым она покажется слишком высокой, а больным достаточно низкой. В итоге, за медицинской страховкой будут обращаться больше больных людей.

Пример 3: Банк, не имея полной информации относительно тех лиц, которые берут у него кредиты, устанавливает среднюю процентную ставку. Она будет слишком высокой для людей, не склонных к риску и всегда возвращающих кредиты. Следовательно, за кредитами будут обращаться больше, те кто кредиты возвращает не всегда.

Подобные рынки с асимметричной информацией называют рынком «лимонов» (аналогично примеру Джорджа Акерлофа о подержанных автомобилях).

2 тип – моральный риск – возникает на стадии исполнения контракта.

Пример 1: Покупатель оценивает товар по определенному ограниченному числу характеристик – например, по цене, цвету и внешнему виду. После того, как контракт заключен у продавца появляется стимул поставить товар, который обладает теми же внешними признаками, но все остальные характеристики у него более «дешевые».

Пример 2: После того, как наниматель заключит контракт с работником, он не сможет полностью контролировать его действия, и тогда появляется возможность для оппортунизма. Наиболее широкие возможности есть у менеджеров.

Пример 3: Страховые компании сталкиваются с тем, что люди, полностью застраховавшие свое имущество, начинают относиться к нему не бережно и даже провоцировать страховые случаи.

В США пик числа самоубийств приходится на январь, тогда как в остальные месяцы года их число близко к нулю. Дело в том, что у них годовые контракты страхования, причем страховые выплаты возрастают, если прошел полный страховой год.

Речь идет о полном страховом покрытии.

Лекция 7-8. Теория прав собственности

Под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Права собственности предполагают систему норм, регулирующих доступ к редким или ограниченным ресурсам. Таким образом, права собственности представляют собой определенные «правила игры», по которым строятся отношения между субъектами собственности.

Теория прав собственности трактует категорию «собственность» как «пучок» прав, которые могут быть распределены между различными субъектами или находиться в руках одного человека. В связи с этим выделяется две исторические традиции в понимании права собственности.

Континентальная традиция берет истоки в римском праве. Со времен Римской Империи, право собственности – это юридическое, правовое основание пользования, владения и распоряжения имуществом. Континентальная традиция считала необходимой концентрацию всех прав собственности на объект в руках одного владельца, рассматривая случаи рассредоточения правомочий среди нескольких лиц как феодальные пережитки.

Ее классическим воплощением стал Кодекс Наполеона, где частная собственность провозглашалась не только «священной и неприкосновенной», но и «неограниченной и неделимой».

Англосаксонская традиция в противоположность этому, допускала возможность раздробления собственности на какой-либо объект на правомочия нескольких лиц. Вторая традиция отличается большей гибкостью и реализмом и именно она легла в основу современной теории прав собственности.

Любой обмен представляет собой обмен «пучками» правомочий.

Наиболее полный перечень «пучка» правомочий был представлен английским юристом А. Оноре:

право владения;

право пользования;

право управления;

право на доход;

право на капитальную ценность вещи (т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи – отчуждение, потребление, изменение, уничтожение);

право на безопасность;

право на передачу в наследство;

право на бессрочность обладания благом;

запрет на использование благ способом, наносящим вред окружающей среде;

право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

право на восстановление утраченных прав (право на остаточный характер).

Установление «пучка» правомочий для субъекта собственности называется спецификацией. Если права собственности определены нечетко, то они называются неспецифицированными (размытыми).

Исключительными называются такие права собственности, которые предполагают исключение других субъектов из доступа к ресурсу (частная, коллективная, государственная). Примером неисключительных прав является общая собственность.

Одним из самых значимых элементов трансакционных издержек является спецификация и защита прав собственности. Но иногда эти издержки слишком высоки. В этом случае исключительных прав не возникает.

Например, рыболовный промысел.

В случае неисключительных прав происходит растрачивание ренты – снижение совокупного общественного выигрыша от использования собственности.

Основным институтом, специфицирующим права собственности, является государство. При решении подобных задач государство должно «тщательным образом учитывать политические факторы и фактор справедливости. Когда государство насильственно перераспределяет права собственности, не предлагая при этом никакой или почти никакой компенсации, такое распределение прав приводит к конфликтам… Потерпевшие стороны будут противодействовать новой экономической организации, несмотря на то, что последняя позволяет увеличить совокупный объем производства и богатства» (Лайбкэп).

Проблема экстерналий

Экстерналии (внешние эффекты) – выгоды и издержки, которые не отражены в существующей системе цен. Экстерналии возникают там, где социальные издержки не равны сумме частных.

Частные (индивидуальные) издержки – издержки, которые несет каждая отдельная фирма.

Социальные (общественные) издержки – издержки, которые несет общество в связи с деятельностью фирмы.

Положительными называются те внешние эффекты, которые приносят прибыль другим субъектам, не отраженную в ценах, а отрицательными – которые приносят убытки.

Например, загрязнение окружающей среды или парк (свежий воздух, пение птиц, красивый вид).

Неоклассики, в частности Артур Пигу, рассматривали отрицательные экстерналии как «провалы рынка», которые необходимо устранять с помощью государственного вмешательства. Например, владелец фабрики, загрязняющей среду, должен уплатить некий штраф. Если владелец фабрики платит штраф, то он проигрывает, а если он не платит штраф, то проигрывают жители близлежащих домов. В любом случае ущерб носит односторонний характер.

По мнению Рональда Коуза, проблема экстерналий должна носить двухсторонний характер: а именно, задача государства заключается в ответе на вопрос – следует ли разрешить субъекту А наносить ущерб субъекту В или следует позволить субъекту В нанести ущерб субъекту А? На примере фабрики: стоит ли разрешить фабрике загрязнять воздух, или стоит разрешить жителям близлежащих домов заставить фабриканта снизить уровень загрязнения или закрыть предприятие? В любом случае выигравшая сторона должна оплатить проигравшей стороне размер ущерба. Проблема состоит в отсутствии спецификации права собственности – является ли воздух собственностью фабрики, или жители имеют право дышать чистым воздухом? Если фабрикант хочет иметь право загрязнять окружающую среду, он должен его выкупить у жителей, и если выгода владельца фабрики от производства, наносящего вред окружающей среде, больше чем, потери жителей, то он должен выплатить фермерам, компенсацию, равную величине ущерба. Если же ущерб, наносимый жителям близлежащих домов выше прибыли фабриканта, то они могут выкупить у него право на запрещение загрязнения (или закрытие фабрики).

Процесс превращения издержек внешних эффектов в частные называет интериоризацией (интернализацией) внешних эффектов.

Теорема Коуза

Таким образом, Коуз предлагает решать проблему экстерналий без вмешательства третьей стороны (государства). Но это возможно только при условии четкой спецификации прав собственности и отсутствия издержек взаимодействия.

Теорема Коуза (Коуз): Перераспределение прав собственности происходит на основе рыночного механизма и ведет к увеличению стоимости произведенной продукции, и окончательный результат перераспределения прав собственности не зависит от легального решения [относительно первоначальной спецификации прав собственности].

Теорема Коуза (Олейник): Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода.

Теорема Коуза (Стиглер): В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны.

Теорема Коуза (Эггертсон): Если трансакционные издержки невелики, то экономика всегда будет развиваться по оптимальной траектории, независимо от имеющегося в ней набора политических и других инструментов.

Свободная интериоризация внешних эффектов на основе теоремы Коуза возможна только при нулевых или очень низких трансакционных издержках. В случае увеличения трансакционных издержек возрастает роль государства, как органа специфицирующего права собственности и снижающего трансакционные издержки. Другими словами, только при положительных трансакционных издержках «институты имеют значение».

Лекция 9-10. Теория фирмы

Неоклассическая теория вообще не исследовала природу фирмы. Фирма представлялась в виде «черного ящика», в который входят труд, земля и капитал, а выходит готовый продукт. Двигателем этой трансформации выступает цель максимизации прибыли, а ориентиром, дающим всю необходимую информацию о рынке – цены.

Если вспомнить о существовании положительных трансакционных издержек, то станет очевидно, что информация на рынке асимметрична и труднодоступна, трансакционные издержки очень высоки. Фирмы появляются с целью перевода торговых трансакций в трансакции управления и рационирования и тем самым снижения трансакционных издержек. Если межфирменные трансакции превращаются во внутрифирменные, некоторые издержки вообще отпадают, а другие снижаются.

Пример 1, движение товаров от фирмы к фирме сопровождается издержками по поиску информации о товаре, о контрагенте, о сопутствующих ценах, на подписание контракта, по надзору за соблюдением условий контракта и т.д. В случае перемещения товаров из цеха в цех внутри одной фирмы трансакционные издержки значительно снижаются.

Пример 2, фирма каждый раз при подписании нового договора нанимает юриста. При этом возникают издержки ведения переговоров, сбора информации, поиска кандидатов, оппортунистического поведения, и т.д. Если фирма имеет юриста в своем штате, то она имеет большую информацию о его квалификации, поведении и т.д.

Но по мере роста фирмы возрастает количество внутрифирменных трансакций, кроме того, предпринимателю становится труднее следить за их эффективностью и наиболее оптимальным способом использовать имеющиеся факторы производства. Чем больше размеры фирмы, тем чаще не совпадают интересы работодателя и рабочих, возникает оппортунистическое поведение, а также растут управленческие расходы.

Природу фирмы в рамках институционализма начал исследовать Рональд Коуз. Он заметил сначала падение, а затем рост трансакционных издержек по мере роста фирмы. Уменьшение эффективности организации по мере ее роста он назвал «убывающей предельной производительностью менеджмента».

Таким образом, фирма будет расти до тех пор, пока издержки организации дополнительной трансакции внутри фирмы не станут равны издержкам осуществления той же трансакции на рынке.

Типы внутрифирменных структур

Неоинституционализм воспринимает фирму как субъекта, минимизирующего трансакционные издержки. Но разные фирменные структуры справляются с этой функцией по-разному.

Унитарная структура характерна для фирмы, находящейся в единоличном владении. Права собственности строго специфицированы и сосредоточены, в основном, в руках владельца.

Холдинговая структура встречается в фирмах с низкой централизацией управления. Принципал оценивает деятельность агентов не непосредственно, а через финансовые результаты их деятельности.

Мультидивизиональная структура – синтез унитарной и холдинговой структуры, предполагающий принятие основных решений принципалом, но агенты (подразделения) поставлены на самоокупаемость (например, ТНК).

Смешанная структура предполагает различную зависимость агентов (подразделений) от принципала (головного офиса).

Лекции 11-12. Теория государства

В соответствии с подходом, предложенным Д. Нортом, понимание которым фено­мена государства, в свою очередь, перекликается с пониманием этого феномена Мак­сом Вебером,

государство - это организация со сравнительными преимуществами в осу­ществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом

подданных

Сущность прав собственности в праве на исключение, и организация, обладающая сравнительным преимуществом в насилии оказывается в состоянии специфицировать и защищать права собственности. При этом под насилием здесь понимается физиче­ское ограничение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе) посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им реше­ния. Важно отметить, что государство может и не применять насилие, более того, при определенных условиях государство функционирует тем более эффективно, чем меньше насилия оно применяет. Сравнительные преимущества государства в осуще­ствлении насилия, о которых известно экономическим агентам, удерживают послед­них от инвестиций в запрещенное государством перераспределение, направленное на увеличение собственного благосостояния за счет благосостояния других членов общества.

Единственной функцией государства является производство общественных благ, важнейшими из которых являются создание и защита формальных правил. Однако, прежде чем мы подробно рассмотрим эту экономическую функцию государства, нам необходимо определить то место, которое занимают общественные блага в типоло­гии благ.

5.1. Государство как агентство по производству общественных благ

О

бщественные блага в типологии благ. Отнесение тех или иных благ к разным типам зависит, во-первых, от возможностей исключения кого-либо из числа потребителей блага а, во-вторых, от наличия или от­сутствия конкуренции при потреблении блага. Наличие или отсутствие исклю­чительного доступа к тому или иному благу зависит от издержек, связанных с обеспечением исключительности доступа. Например, исключение доступа по­сторонних людей к собственному кошельку не связано с какими-либо издерж­ками - достаточно спрятать кошелек во внутренний карман пиджака. С другой стороны, исключение доступа к стратегическим военным объектам обеспечива­ется с помощью целого ряда весьма дорогостоящих процедур. Иными словами, когда мы говорим, что то или иное благо не обладает свойством исключитель­ности доступа, то фактически мы имеем в виду, что издержки исключения за­претительно высоки.

Что касается конкуренции при потреблении блага, то это фактически означает, что потребление блага каким-либо субъектом исключает возможность потреб­ления того же самого блага другими субъектами: наличие, например, собствен­ника автомобиля, активно потребляющего это средство передвижения, фактиче-


ски не дает возможности потреблять это благо другим лицам по своему усмот­рению (естественно, речь идет о случае, когда права собственности четко спе­цифицированы и хорошо защищены).

С другой стороны, существует большое число благ, потребление которых одним субъектом не препятствует потреблению того же самого блага другим субъек­том. Одним из таких благ является информация. Если мы, обладая какой-то ин­формацией, поделимся ей с кем-нибудь, то у нас ее не станет меньше.

Здесь стоит обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, отсутствие конкуренции в потреблении блага фактически означает, что предоставление до­полнительной единицы такого блага кому бы то ни было не связано для кого-либо с издержками, то есть, выражаясь экономическим языком, предельные из­держки для неконкурентных в потреблении благ равны нулю. Но это отнюдь не означает, что равны нулю вообще все издержки по предоставлению таких благ. В качестве примера можно привести асфальтированную дорогу, по которой по­стоянно ездит определенное количество автомобилистов. Если число этих авто­мобилистов увеличится на единицу, то такое увеличение не будет связано с до­полнительными издержками для остальных. Однако, издержки строительства и ремонта дороги не только существуют, но и могут быть достаточно большими.

Во-вторых, по мере увеличения числа потребителей блага, оно может из некон­курентного в потреблении превратиться в конкурентное. Например, для продав­цов, арендовавших торговые места на только что открывшейся рыночной пло­щадке первоначальный рост числа торговых точек является положительным благом, так как чем больше продавцов, тем богаче ассортимент, и тем больше на рынке покупателей. Иными словами, каждая дополнительная торговая точка привлекает дополнительных покупателей. Увеличение числа покупателей на рынке благоприятно сказывается на объемах продаж всех арендаторов. Однако, с увеличением числа торговых точек на рынке каждый новый продавец, с одной стороны, привлекает все меньше новых покупателей, а с другой стороны, он усиливает конкуренцию между продавцами. Таким образом, если первоначаль­но увеличение числа продавцов на вновь открывшемся рынке будет способство­вать увеличению объемов продаж, а следовательно, и росту благосостояния ос­тальных продавцов, то, начиная с какого-то момента, когда число продавцов на рынке достигнет какой-то критической точки отрицательный эффект от роста конкуренции перевесит для «старых» продавцов положительный эффект, свя­занный с увеличением общего количества покупателей на рынке. В данном примере речь идет о сетевой экстерналии, то есть таком внешнем эффекте, при котором «полезность блага для каждого индивида зависит от количества потре­бителей данного блага»71.

В общем виде типология благ представлена в таблице 5.1.

Подавляющее большинство материальных благ обладают свойствами конку­рентности при потреблении и исключительности доступа. Такие блага называ­ются частными. Практически все предметы потребления: пища, одежда, жилье и т.д., являются частными благами.

71 Шаститко А.Е. (2002), Неоинституционалъная экономическая теория, М.: ТЕИС, с.559.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: