Особенности экономической структуры России

Создание рыночной экономики невозможно без коренной пере­стройки структуры национального хозяйства — отраслевой, регио­нальной, воспроизводственной, социальной. Сложность заключается в том, что требуется не изменение структуры или ее совершенствова­ние, а фактически создание принципиально новой экономики с новы­ми пропорциями.

В последние годы в стране ускоренно развивались отрасли, свя­занные с добычей природных ресурсов. Обрабатывающая промыш­ленность находилась в состоянии застоя, объемы ее производствасокращались наиболее быстрыми темпами. На начало 1996 г. общий объем производства обрабатывающей промышленности составил 46 % от 1990 г., в том числе производство легкой промышленности _ 19 %, а пищевой — 52 %1. За тот же период добывающая промышлен­ность сократилась лишь на 30 % и составила в 1995 г. 69 % от 1990 г. Это говорит о том, что в первую очередь сокращалось производство товаров народного потребления.

Общеизвестно, что прежде значительную долю в производстве составлял военно-промышленный комплекс. Данное обстоятельство породило целый ряд негативных последствий для экономики страны. Поэтому в ходе реформы необходимо провести конверсию военного производства, переориентировать его на выпуск мирной продукции. Одновременно должна вестись работа по структурной перестройке всей промышленности и прежде всего — по установлению новых про­порций между производством средств производства и производством предметов потребления.

К сожалению, эта работа связана с определенными трудностя­ми. Все меньшая доля национального дохода направляется на накоп­ление, а следовательно, сдерживается будущее развитие экономики. Закрываются научные организации, их работа оказывается невос­требованной, финансирование сокращается, а это означает, что не бу­дет основы для научно-технического совершенствования производст­ва, будут низкими темпы экономического роста. Можно перечислить еще многие проблемы, решение которых прямо зависит от коренного изменения структуры производства.

Начиная работу по разработке и реализации новой структурой политики, необходимо отчетливо понимать, что крупные структур­ные изменения, как правило, приведут к снижению темпов экономи­ческого роста. Но то — временное явление, а добиться нормального функционирования всех звеньев экономики, направить ее на решение социальных проблем можно, только осуществив структурные преоб­разования.

Трудность заключается в том, что сейчас в стране нет достаточ­ных средств для этой работы. Размер возможных инвестиций незна­чительный, и расти он будет достаточно медленными темпами. Неизбежным представляется использование иностранных инвестиций,

!ак происходит во всем мире. И все же основной упор, вероятно, нужно делать на собственные ресурсы, тем более что они в России есть. страна богата природными и сырьевыми ресурсами, достаточен производственный потенциал, имеется неиспользованный научно-технический задел в виде завершенных исследований, разработок, изобретений. Правда, все это практически не используется с необходимой задачей, в связи с чем нужно разработать систему стимулов, позволяющих задействовать все имеющиеся ресурсы, что ложится в первую очередь на плечи государства.

Структурная политикана макроуровне должна быть направле­на на увеличение нормы и массы сбережений прежде всего в отраслях и производствах, выпускающих продукцию, пользующуюся повышен­ным спросом на рынке. Это даст возможность, с одной стороны, усовершенствовать отраслевую структуру производства, приближая ее

к структуре потребностей, а с другой — повысит долю эффективных ' отраслей в производстве, позволит ускорить экономический рост и создаст задел" для дальнейшего увеличения инвестиций.

Достижения эффективной экономики на основе структурных преобразований нельзя достигнуть без ликвидации убыточных пред­приятий, продукция которых не удовлетворяет существующий спрос •по качеству и цене. Необходимо создать действенный механизм их ликвидации и переориентации на новые производства. Государство должно совершенствовать региональную структуру производства, поддерживая слаборазвитые регионы. Сделать это возможно на основе разработки и реализации комплексных программ, создания льготных условий развития.

И региональную, и отраслевую структуры можно изменить че­рез образование государственного спроса на продукцию отдельных производств. Такое направление позволит поддерживать и стимулировать развитие производств, которые необходимы с точки зрения общества, создать гарантированный спрос, а следовательно, и гарантированные доходы, увеличить совокупные сбережения.

И наконец, для обеспечения постоянного развития экономики необходимо поддерживать развитие научно-технического потенциала страны, без которого невозможны дальнейшее совершенствование национального производства, обеспечение конкурентоспособнос­ти выпускаемой продукции, создание новых отраслей и производств, выход на мировой рынок.

Совершенствование социальной структуры производства, отра­жающей соотношение форм собственности, должно идти с учетом тре­бований рынка, который будет определять ее наиболее эффективные формы. По сути это единственный вид структуры, который разви­вался в последние годы. На 1 января 1996 г. 62,5 % всех предприятий и организаций принадлежали частным лицам, 16,7 %—государству, 8,8 % составляла муниципальная собственность. На наиболее эффек­тивную — по мировым стандартам — акционерную собственность приходилось 39,8 %. В то же время в промышленности на предпри­ятиях частной собственности было произведено 1,8 % продукта про­мышленности, на государственных — 9,4 %, на муниципальных — 1,0 %. Больше всего произвели предприятия смешанной собственнос­ти — 69,6 % \. Это в основном акционерные предприятия, собствен­ность которых принадлежит государству и частным лицам. Данные цифры говорят о необходимости, с одной стороны, дальнейшего раз­вития смешанных форм собственности, и с другой, — поддержки час­тной собственности как основы рыночного хозяйства.

Все разрабатываемые проекты структурных преобразований на­правлены на развитие: внутреннего рынка, насыщение его товарами отечественного производства; базовых отраслей, определяющих жиз­недеятельность страны (топливно-энергетического комплекса, тран­спорта, связи, продовольственного комплекса и др.); конверсии и ВПК; инфраструктуры; научно-технического комплекса; экспортных отраслей. Фактически предусматривается только совершенствование отраслевой структуры. Но все структурные характеристики произ­водства взаимосвязаны, и решать одну сторону проблемы совершен­ствования структуры производства, не касаясь остальных, практи­чески невозможно. Поэтому основное требование, предъявляемое к структурной политики, — ее комплексность. Она должна затрагивать и отраслевую, и региональную, и социальную, и воспроизводствен­ную структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: