Финансовая система и ее структура

Лекция 6 ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работода­телями. Кроме того, все коммерческие и государственные организа­ции, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Денежный оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственной деятельности. Это область финансовых отношений, или финансов, которые в рамках денежных отношений охватывают процесс формирования и использования денежных ресурсов, т.е. денежных фондов. Такие фонды образуются у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.

Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношения­ми. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Главными элементами финансовой системы являются государствен­ный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, вне­бюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.

Государственные финансы—важнейшая часть финансовых от­ношений общества. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство в качестве источников пополнения казны помимо средств, полученных в результате (работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, со­зданных в частном секторе, в виде обязательных платежей.

Специфика отношений, связанных с функционированием госу­дарственных финансов, определяется безвозмездным характером эко­номических связей между государством и участниками производст­ва. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер эко­номических связей образует особую подсистему в денежных отноше­ниях.За ее пределами происходит иное, двустороннее движение де­нег и товара: товар продавца обменивается на деньги покупателя.

Обмен эквивалентами (товара на деньги) предполагает юриди­ческое равенство сторон, что позволяет каждому участнику сделки действовать добровольно, согласно своему экономическому интере­су. При безвозмездном характере отношений юридическое равен­ство отсутствует. Один из участников обладает преимуществом при­сваивать часть дохода, созданного вовсе не им. Такое одностороннее движение дохода в виде платежа становится возможным, если эконо­мические субъекты подчинены воле государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет — годовой финансовый план расходов государства и источ­ников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и от­вечает требованию жить по средствам.

Расходная часть государственного бюджета предполагает обес­печение затрат государства на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20 %), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструкту­ры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориенти­рующихся на применение кейнсианских программ, больший удель­ный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государства, правительства которых стабилизируют эконо­мику на основе монетаристских методов, могут позволить себе эко­номию затрат по этим статьям бюджета.

Доходная часть государственного бюджета формируется в ос­новном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых госу­дарством от различной деятельности, причем в рыночной экономике

основные поступления в госбюджет — это подоходный налог с насе­ления (до 80 %).

Использование государственного бюджета в рыночной эконо­мике определяется созданием наилучших условий для функциониро­вания рыночной системы. Это охрана института частной собствен­ности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств по поддержанию высокого конкурентоспособного потенциала общес­тва на мировом рынке.

После второй мировой войны в бюджетных отношениях усили­лась новая тенденция. Процесс собираемости денежных доходов, не.говоря уже об их использовании, стал рычагом регулирования хо­зяйственных пропорций общества. Предприятия, реализующие осо­бо важные общественные интересы, стимулировались налоговыми льготами, субсидиями, применением условий ускоренной амортиза­ции. Государственный бюджет приспосабливался к циклической ди­намике рыночного хозяйства. Формирование его доходов и государ­ственные расходы начали использоваться для стимулирования част­ного сектора в стадии депрессии, и, наоборот, для него создавались более жесткие условия при подъеме.

Вторым по своему значению финансовым звеном является сис­тема местных финансов. В федеративных государствах, в том числе в России, есть еще одно звено — бюджеты членов федерации. Под воз­действием производительных сил, а также региональных особеннос­тей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, мест­ной администрации, местных финансов. Последние охватывают ши­рокую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фон­дов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из вто­ростепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные нало­говые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно под­тверждены, с тем чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.

Особое финансовое звено образуют специальные правительствен­ные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятель­ность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды го­сударственного социального страхования, различные целевые фон­ды, государственные и смешанные финансовые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых ме­роприятий, но затем стали использоваться правительством в экстрен­ных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования сред­ствами в своих целях.

Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.

Контрольная функция проявляется лишь в процессах использо­вания хозяйствующими субъектами государственных средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредото­чиваются огромные ресурсы, расходование которых может существен­но повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно пере­распределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптималь­ное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого таким образом национального дохода во многом определяется выбором правительст­вом модели развития рыночного хозяйства. Она выше в странах, при­держивающихся кейнсианской доктрины развития при взятом курсе на создание социально-ориентированной экономики. В странах, опи­рающихся на монетарные программы, перераспределительным отно­шениям отводится более скромная роль, ибо главным считается содействие развитию рыночных сил, а не их корректировка.

Выбор наилучшей для страны финансовой политики как сово­купности мероприятий по использованию финансов для решения за­дач, стоящих перед обществом, существенно влияет на экономичес­кий рост. Такой выбор определяется господствующими в данный период концепциями, формирующими направление хозяйственного развития страны в случае, если взятая на вооружение экономическая политика отвечает потребностям экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: