Дефицит государственного бюджета и его причины

Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда го­сударство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые плате­жи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами пра­вительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государ­ственный долг.

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хо­зяйством, и в результате сознательного завышения расходов и сниже­ния налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

При образовании дефицита государственного бюджета возни­кают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для эконо­мики. Есть несколько путей:

1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выпол­ним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напря­женность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою оче­редь снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к умень­шению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возмож­ности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

• обращения государства за кредитом к национальным банкам;

• превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;

• выпуска государственных ценных бумаг — облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимство­ваний денег у населения с процентами.

Рассмотрим последствия такого покрытия бюджетного дефици­та. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на день­ги и как следствие — к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для мно­гих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов ро­ста ВНП.

При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кре­дит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед оте­чественными банками являются займы денег государством у населе­ния. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использо­вать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государ­ственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из ко­торого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возмож­ностей инвестирования.

Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внут­реннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют мно­го общего. Такой долг изымает свободные денежные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вли­ваний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ре­сурсов. Этому может способствовать и политика дешевых денег Цент­рального банка, целью которой является снижение учетной ставки процента.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита го­сударственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием сво­бодных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Именно с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика.

4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложе­ния денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфля­ции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, по­скольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможнос­ти сокращения государственных расходов, увеличения налоговых по­ступлений, государственного долга. Тогда государственный долг бу­дет покрыт за счет печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

Помимо экономических последствий государственный долг ве­дет и к негативным социальным последствиям. Одно из них — усиле­ние дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти по­падают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В ре­зультате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.

Можно ли считать данный факт достаточно серьезным, чтобы перестать прибегать к средствам населения для покрытия бюджетно­го дефицита? Если деньги населения используются эффективно и они способны задействовать инвестиции, то это повлечет увеличение со­вокупного спроса, а вместе с ним и рост жизненного уровня, рост за­нятости. В данном случае доходы богатых также будут приумножаться быстрее, чем у остального населения, но сложившуюся ситуацию мож­но расценивать как более благоприятную.

Ценой политики наращивания государственного долга являет­ся переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь видятся два пути: или добиться экономи­ческого роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное по­гашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выпустить но­вые займы, за счет которых погасить старый долг.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

• эффективное использование средств заимствования;

• поиск средств для выплаты долга;

• нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управ­лению государственным долгом. Их задача — не допустить превы­шения долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга.

Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями от внешне­торговой деятельности, которая приносит стране валюту, необходи­мую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи со­ставляют 20—30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.

Эффективное использование средств заимствования предполага­ет направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок по­лучить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему процента. Величина процента становится минимальным кри­терием эффективности использования заемных средств. Их доход ность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чре­вата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ста­вок в качестве штрафных санкций.

Как погасить обязательства по государственному долгу при не­достаточности доходов от его размещения? Решение проблемы вклю­чает в себя несколько тактических направлений; отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.

Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчи­тывать на получение кредитов. К использованию новых заимствова­ний для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, по­скольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги.

Пролонгирование долга предполагает продление срока выпла­ты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выпла­чивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государ­ства более выгодна переструктуризация долга, при которой он пере­водится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных вы­плат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга возможно предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадеж­ных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники: Куба, Вьетнам, Индия и т.д. Такие долги продаются со значительной «уценкой». Страна, продающая долги, выигрывает время для получения необходимых средств.

Государственный долг существенно меняет состояние денежногo рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимство­ваний. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращаю­щихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением по­купательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его про­платы. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смяг­чение во время погашения долговых обязательств.

Для того чтобы избежать всех названных последствий, необхо­димо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Совре­менные экономические школы представили три концепции баланси­рования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

• бюджет нуждается в ежегодном балансировании;

• балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;

• балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Она должна стать следствием формирования эффективной экономики.

Практика ежегодного балансирования бюджета выявила сущес­твенный недостаток — усиление циклических колебаний. Реально та­кая практика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применять­ся концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды циклических колебаний. Кейнсианские программы рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, за счет которого и финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъ­ема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокра­щает время экономического кризиса, балансирование бюджета в дан­ном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промыш­ленному циклу.

Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заклю­чается в другом — в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государствен­ных расходов решится сам собой.

Приведенный аргумент был бы достаточным, если бы государ­ство имело твердые ограничения в росте своих расходов. Но такие преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолевать­ся, тем более что потребности финансирования государственных на­чинаний постоянно возникают. Проблема соизмерения доходов и рас­ходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном рынке. Эта проблема учитывается при разработке экономической политики государства и ее составной части — финансовой политики, важным элементом которой является фискальная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: