Перспективы 5-го года

Й год.

Й год.

Й год.

Й ГОД.

На перевале

Конкретный пример 2

Вопросы к примеру

1. «Памятку» Гастева можно использовать в качестве тес­та. Испытайте себя. Какие правила вы соблюдаете, а ка­кие нет?

2. Сравните «Памятку» Гастева и «Правила» Джилбретта (в переработке Р.Бернса, глава 6). Они противоречат друг другу, дополняют друг друга, или не имеют ничего общего между собой?

Исполнилось четыре года с тех пор, как состоялось постановление об организации Института Труда. Слу­чилось событие, отражавшее экономический парадокс нашей революции. Создателями Центрального Инсти­тута Труда оказались профсоюзы, а не хозяйственни­ки. Это объясняется тем, что после Октябрьской Рево­люции наши хозяйственные организации оказались оголенными в смысле подобранного людского состава. Рабочие массы, объединенные в профессиональные союзы, должны были заниматься и отстаиванием опре­деленных классовых интересов рабочих, и в то же вре­мя брать на себя бремя организации производства.

Вот почему не случайно, что организационная ини­циатива по изучению труда и первые попытки поста­новки рациональной организации труда на заводах были связаны с профессиональными союзами. Но в этом была и своеобразная гарантия для ЦИТа. С самого начала прикрепленный к рабочей профессиональной организации, уже в силу одного этого факта, он должен был искать совершенно своеобразных социальных подходов к проблеме труда.

Институту нужно было, отправляясь от всего круга современной западно-европейской и американской науки о труде, выработать такой методический подход к рабочим массам, который отражал бы новый соци­альный строй СССР. Этот подход нужно было давать со всей постепенностью и осторожностью, какую требует поставленная грандиозная задача.

Мы постараемся показать, как в течение 4-х лет осуществлялся этот подход и к чему мы пришли на перевале от 4-го года к 5-му.

Весь первый год, от 20-го до 21-го пошел на то, что­бы делать первые организационные поиски и наладки людского и материального аппарата Института. Эта работа была самой неблагодарной. Неблагодарность работы увеличивалась еще тем, что волею судеб, в Рос­сии накопился довольно порядочный контингент зна­ющих людей, но в то же время лишенных какой бы то ни было практической сноровки в организационных вопросах.

Первые же попытки создания людского континген­та поставили задачу, не совсем ясно выступавшую при основании ЦИТа. Нужно было не только создать люд­ской рабочий аппарат, нужно было постепенно создать живую методику подбора сотрудников, и в то же время, заниматься задачей по существу.

Развертывание ЦИТа началось в одной маленькой комнате с двумя сотрудниками и одной машинисткой, до сих пор работающими в ЦИТе. И нужно было излов­читься и наметить такие пути развития, чтобы как раз осуществились в дальнейшем такие организационные задачи: подбор людского состава, материальное обору­дование и в то же время немедленное, в какой бы то ни было форме, внедрение в предприятия.

Так весь этот первый год и прошел в предваритель­ной организационной наладке и в то же время были сделаны попытки обосноваться на предприятии.

Таким первым предприятием явился для нас Тор­мозной завод, в стенах которого и шлифовались пер­вые организационные подходы ЦИТа к производ­ству, и где была основана наша первая «опытная станция».

Тогда же формулировались и первые основные принципы методики ЦИТ. Она звучала очень кратко, словами — «как надо работать».

Это была основная методическая и социальная за­рядка существования ЦИТ.

Первые же формулы, которые были тогда даны от лица ЦИТа и оглашены на Первой Всероссийской Конференции по Научной Организации Труда, оста­лись задачами и по сей день. Они получили лишь диф­ференцированную разработку.

Весь первый год ЦИТ существовал без помещения, если не называть помещением то убогое пристанище, которое волею судеб нам было отведено в гостинице «Элит».

Второй год знаменуется прежде всего переходом в специальное здание. Это здание сразу оторвало от нас огромные силы, и заставило приспосабливаться к нему как в смысле ремонта и ухода, так и разработки того плана, который осуществляется в настоящее время. Но в то же время здание сыграло для нас огромную стиму­лирующую роль, — оно нас как бы воодушевляло на тот размах, который обозначился в настоящее время и постоянно толкало к такой постановке дела, которая была бы действительна не на год, не на два, а на целые десятилетии. Кстати, чем успешнее шла работа по ре­монту здания, тем яростнее становились попытки его отнять.

В тот же год, еще не имея вполне установленных лабораторий, мы сделали попытку выработать метод. Этот метод вполне гармонировал с той основной за­рядкой, которую мы отмечали выше. Это был метод тренировки работника при исполнении заводской ра­боты.

В этом году были оглашены на разного рода конфе­ренциях первые абрисы методики с их практической демонстрацией в совершенно конкретной обстановке.

В том же году был жестко зафиксирован и наш организационный метод работы, так называемая « уз­кая база ».

Наперекор господствующему тогда настроению, так популярному в литературных и интеллигентских сферах, мы должны были точно поставить две жесткие проблемы, которые зазвучали совсем необычно, — руб­ка зубилом и опиловка! Это вместо всяких фраз о «НОТе», психотехнике, производственной идеологии и всего никчемного «вообще».

Мы взяли на себя жесткую задачу — сосредоточить внимание всех сотрудников, к тому времени уже подо­бранных на работу, — на двух грубо-практических приемах работы; подвергнуть детальному изучению этот самый элементарный мир трудовых движений и из него вывести конструктивный, технический, био­логический и даже социальный подходы для нашей большой практической работы.

Одновременно с этой методической работой мы должны были уже более систематически внедряться в производство. Мы начали обследовательскую работу в нескольких разнородных предприятиях и учреждени­ях силами того людского состава, который нам удалось сосредоточить к тому времени («опытные станции»). В тоже время мы взяли одно опытное предприятие в свое полное обладание и на нем производили тот пред­варительный эксперимент, который позволил нам в дальнейшем строго прощупать синтез, разработать ме­тодику обследовательской работы и практического подхода к производству.

Он характеризуется уже тем, что мы развертыва­ем большее количество лабораторий для того, чтобы в них разрабатывать дифференциальные подходы к трудовым приемам. Мы развертываем лабораторный ансамбль. Мы должны были взять всю современную науку и в процессе методической работы постепенно перестраивать научные подходы, сообщая им не со­зерцательный, а активизаторский подход к работ­нику.

В практическом отношении атот год характеризует­ся тем, что вместо термина — опытная станция, мы выд­винули уже термин — орга-станция — и начали рас­пространяться как в предприятиях, так и в учреждениях, главным образом, своими точными обследовательски­ми методами. «Орга-станция» была уже не «опытом», а уверенной станцией обследования предприятий точны­ми методами.

ЦИТ становится центром не только методики, но и методики практического подхода в предприятия. Коли­чество сотрудников продолжает увеличиваться. В на­чале казавшаяся эклектической, бригада сотрудников получает ансамбль и шлифовку и с этого времени мож­но сказать, что в ЦИТе начинается формирование оп­ределенной школы.

Эта школа своим необычным подходом вызывает довольно страстную полемику со стороны, главным образом, литературно-агитационных пропагандистов, которые занимаются так называемым НОТ вообще. ЦИТ избегает громких слов — «научная организация труда» и вместо «научной организации труда» он все время упорно говорит только об организации труда. Желая все время освободиться от эклектики, он все время фикси­рует свое внимание на методике. В этом году развер­тывается практический курс Инструкторов Произ­водства, которые приобретают клиентуру, делается оригинальная попытка педагогику поставить, как рен­табельное дело, заключается соглашение с хозяй­ственными органами, и ЦИТ одновременно со своей исследовательской и обследовательской работой начинает внедряться в предприятия, насаждая туда десятки за десятками инструкторов производства, сначала в так называемые фабзавучи, а через них и в предприятия.

Этот год, по мере того как ЦИТ выходил на практи­ческую дорогу, выявляет огромное количество мелких врагов, которые с разных точек зрения делают нападе­ния на ЦИТ вплоть до обвинения его в политической реакционности. Но ЦИТ уделял сравнительно мало внимания полемике, часто (не отвечая на нее, чем злил праздных полемистов), упорно продолжает свое мето­дическое вторжение.

Одновременно с усложнением обследовательской работы, ЦИТ переходит на своих орга-станциях к по­пыткам орга-технических установок. На основе опре­деленного обследования ЦИТ уже ставит работупри­чем и в практической области он все время борется с распространенным взглядом на производство, где буд­то бы «надо начинать с плана». У ЦИТа на первом месте стоит самая методика работы. Поэтому в своей практи­ческой работе он все время фиксирует внимание на отдельной операции. Он хочет создать возможно боль­ший контингент так называемых операторов, тех, кто талантливо справляются с порученной им работой. Против ЦИТа выступают огромные шеренги так назы­ваемых «планеров», романтиков, которые еще находят­ся под настроением грандиозных планов, думают противопоставить ему захватывающие, колоссальные про­блемы. Внешне у них это драпировалось в самую ле­вую революционность, по существу же это были че­ховское люди, мечтающие о «небе в алмазах».

Тем временем, так называемый инструктаж ЦИТа все более и более, и через школы фабзавуча, и через предприятия, распространяется в заводах; обследова­тельская работа ЦИТа переходит в активную работу по организации различного рода технических улучшений и во всю ширь, наконец, ставится проблема, на основе обследовательской работы в заводе поставить непос­редственный инструктаж рабочих масс.

Мы подходим к триединой формуле нашей работы: обследование, орга-техника, инструктаж.

Совершенно затенен, нарочно, вопрос о приобре­тении нового оборудования для заводов. ЦИТ все вре­мя стремится создать шеренгу неумолимых упрям­цев — организаторов, которые были бы изобретателями на базе данного оборудования, постепенно его улучшая, организуя, втягивая его в новые скоростные нормы, и уже тем самым создавая неумолимые предпосылки по­стоянного механизирования и машинизирования про­изводства.

Обследовательский (консультационный) отдел ЦИТа, работая точной обследовательской методикой, приходит к органическому слиянию с основной мето­дикой ЦИТ.

Тем временем ЦИТ распространяется своим вли­янием по всему СССР, закидывая инструкторов в са­мые отдаленные медвежьи углы, вплоть до Читы и Ас-лабада, основывает отделение в Ленинграде, в самом центре передовой промышленности, пропускает через свои курсы цвет квалифицированных инструкторов Ленинграда, укрепляется в своей консультационной работе в новой области, — в текстильном производстве, дифференцирует свою работу, проводя ее силами ин­спекторов производства — наблюдателей и хрономет­ражистов, так и силами наиболее квалифицированных специалистов, которые своей работой органически входят в предприятия, где организуют и инструк­тируют, но все еще не берут генеральных функций организации всего завода. Только в будущем, когда мы достаточно укрепимся, когда мы создадим основатель­ную школу, мы возьмемся и за генеральную задачу — проведения производственного планирования в целом.

В том же году нам приходится и воевать за методи­ку. По мере того, как она находит широкое распростра­нение в заводах, полемика против ЦИТа увеличивает­ся. Одно время мы чувствуем себя окруженными и находимся в стане врагов. Приходится бороться с со­бой, чтобы не отвечать на всю злостную полемику, гра­ничащую с доносом, делая только легкие парирования от времени до времени. Наконец, наступает генераль­ный бой. Созывается 2-я конференция по НОТ, и на конференции, без всякого организаторского, активно­го усилия с нашей стороны (созыв конференции нахо­дился в руках наших противников), мы одерживаем не­виданную победу.

У нас получается полный ансамбль с конференци­ей, полный ансамбль с Наркоматом РКИ и мы получи­ли признание.

В том же году мы делаем организованную вылазку в Западную Европу, где встречаемся с виднейшими представителями западноевропейской и американской мысли по научной организации труда и встречаем нео­жиданное внимание к нашей методике, как к «новому способу обучения». Мы даже делаем попытки органи­зовать станцию ЦИТа в Европе.

Этот год, таким образом, для нас является годом признания. В настоящее время, ЦИТ, выдержав «пост­ный» период узкой базы, совершенно неизбежно при­влекается к общегосударственной работе по реоргани­зации госаппарата, где он точно также намерен прежде всего выработывать методику самого процесса рабо­ты, устраняя генеральные государственные проблемы. Только в дальнейшем, когда будет создана такого рода школа, ЦИТ уже не один, и, может быть, не своим ап­паратом, приложит все свои усилия к тому, чтобы по мере сил двинуть генеральное реформирование госап­парата.

Предстоящий год по размаху работ в ЦИТе будет беспримерным. На первом плане стоит дальнейшее углубление методики. Весь ЦИТ превращается в огромную мастерскую, наполненную верстаками, тисками, станками и лабораториями. Курсы превращаются в завод, и в самом ЦИТе возникает новое предприятие с совершенно новым уклоном, где главное внимание будет обращено на творческую активизацию самого работника. Мы наконец-то приступаем к постройке нашей социально-инженерной машины, в которой сли­ваем принцип машинизирования производственного процесса с биологическим машинизированием самого человека.

В настоящем году в ЦИТе будет проведено и уже начало проводиться органическое слияние методи­ческой работы (которая представлена не в книгах, не в лекциях, а в определенных вещах, механизмах, моделях и машинах) со всей нашей консультацион­ной работой в предприятиях. И вот тут, наконец, мы должны будем подойти к так называемой широкой базе.

Широкая база для нас будет тем действительней, чем глубже мы разработаем методику, чем основательнее мы соединим так называемую — методику ЦИТа с об­щими принципами научной организации труда. И мы теперь чувствуем, особенно в период борьбы за повы­шение производительности, как методика ЦИТа выро-стает в социальную методику.

Вся прошлая история ЦИТа звучит призывом к осо­бой активности работы, звучит призывом к трениров­ке работника. Мы совершенно отвергаем хвастливую критику производства, с жаждой выроста в поверх­ностного «НОТкора», а все время настаиваем на живой инициативе самой рабочий массы. ЦИТ всей своей методикой как бы зовет захвативший в свои руки власть пролетариат, — выделять из своей среды особенно энергичных работников, которые должны будут инструктивно (примерно) показать еще инертным слоям рабочего класса, как надо работать после захва­та власти.

Самая методика своей активностью, своим посто­янным призывом к совершенной выработке вырастает как неумолимое посягание на капиталистический по­рядок. Пролетариат, захвативший политическую власть, должен еще развернуть свою невиданную творческую производственную энергию и эта энергия должна бу­дет выражаться не в агитационном призыве, а в особом конструктивном подходе, к производству, где главным механизмом будет самая совершенная из машин и спо­собная к бесконечному прогресс — человеческая ма­шина.

Источник: Гастев А. На перевале // Организация тру­да. — 1924. — № 6-7. С. 3-9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: