РУГЕВИТ
РАДЕГАСТ
ПОРЕВИТ
ПОРЕНУЧ
ПОЛКАН
ПОЛЕЛЬЯ
ПОГОДА, ИЛИ ДОГОЛА
ПОСВИСТ, ИЛИ ПОХВИСТ
Как русские, так и поляки думали, что Посвист божество бури. Похвиста мы можем сравнить с Эолом.
Погода был бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Это славянский Зефир. Я не нахожу, чтобы Погода был в России известен; но поляки и венды поклонялись ему. Его описывают человеком с остроконечною шапкою, из которой высовываются два бычьих рога. В правой руке был у него рог изобилия, лежавший на груди, а в левой — посох. Это изображение не сходно с кумиром, найденным в Прильвице. Имена, какие дают иногда сему божеству, как Догода и Погода, ложны, потому что они в славянских наречиях неизвестны.
Между утварями, найденными в Прильвице, были также следующие вещи: жертвенный сосуд, чаша и нож Погоды.
Полелья был сын Лады и бог супружества. Это доказывает и его имя, означающее такого, который по Лелии следует. Уже выше было упомянуто, что Лелия представлял славянского Купидона. Преемник Купидона бывает по большей части Гименей, или Полелья.
|
|
Этот бог имеет вид человека с головы до пояса, у которого прочая часть тела подобна лошади. Этот Полкан, или полуконь (столь часто встречавшийся в русских сказках) не есть ли кентавр древних? Говорят, что он был весьма силен и бежал очень быстро.
Саксон Грамматик повествует нам, что кумир Поренуча стоял на острове Рюгене в городе Карензе. У этого истукана было четыре лица на голове, а пятое на груди, коего чело держал Поренуч левою, а подбородок онаго правою рукою.
Какое божество был Поренуч, о том мнения различны. Одни исследователи думают, что он был бог беременных. Другие заключают, что поклонялись ему, как покровителю мореплавания.
Поревит также стоял в Карензе. Образ его представляется с пятью головами. Мы не знаем, какое собственное было дело Поревита. Но существуют версии, что он был бог добычи, и производит имя его от славянского слова Поривац, похититель.
Это было божество оботритов, или мекленбургских славян. В правой руке держал он щит, на котором изображена была черная воловая голова, а в левой копье. Голова его покрыта была шлемом, на котором стояла птица с распростертыми крыльями. Какой он был бог, того мы не знаем.
Истукан Ругевита стоял на острове Рюгене в городе Карензе. Саксон Грамматик говорит, что сей истукан находился в середине города, и что вместо стен окружали ее пурпуровые ковры. Этот кумир сделан был из одного дуба и представлял чудовище с семью лицами, которые все были на шее и соединялись наверху в одном черепе.
|
|
На поясе висело у него семь мечей с ножнами, а осьмой, обнаженный, держал он в правой руке своей. Этот последний меч был так крепко пригвожден к руке, что ее надобно было вместе отрубить, дабы снять с истукана меч. Величина и толстота его были необычайны, так что епископ Абсалон, поднявшись даже на пятки, едва мог достать до подбородка жезлом своим, который он обыкновенно носил с собою. Рюгенцы думали, что он подобно Марсу, был бог войны.
Истукан Ругевита был истреблен Абсалоном, равно как и другие изображения рюгенских идолов. Ему отрубили ноги, и он с треском обрушился на землю. Жители воображали, что боги их станут сопротивляться: однако ж без этого обошлось. Ругевита потащили из города, между тем как на нем стоял епископ Свен.
Это были русские нимфы и наяды. Сказание говорит, что на них были зеленые волосы, и что оне чрезмерно любили качаться на ветвях дерев. Этот предрассудок, обновляемый теперь преданиями, так укоренился в уме простолюдина, что сей и теперь еще верит, будто бы видел иногда своих русалок на берегу реки, чешущих зеленые свои волосы. Конечно, теперь уже мало таких премудрых людей в России.